Анализ уровня здоровья учащихся школы. Отчёт о работе социальной службы школы.

      Назначение социальной работы - социальная защита ребенка, оказание ему социальной и медицинской помощи, организация его обучения, реабилитации и адаптации ребенка в обществе.
В начале учебного года перед социальной службой школы поставлены следующие задачи:
• изучение ребенка (отношения в семье, школе, дворе);
• оказание помощи ребенку, попавшему в беду;
• объединение различных специалистов и организаций для решения проблем ребенка, защиты его прав;
• исследование проблем социального воспитания в различных социальных сферах;
• организация деятельности ребенка на основе самовоспитания, самообучения, самостоятельной организации своей жизни и поступков;
• обобщение и распространение положительного опыта.

Основными направлениями работы по социальной защите учащихся в 2010-2011 учебном году были:
1. Учебно-воспитательная работа (учет посещаемости и успеваемости).
2. Внешкольная и внеклассная работа (предупреждение и профилактика правонарушений, распространение наркотиков, правовой всеобуч, организация отдыха детей в каникулярное и внеурочное время).
3. Совместная работа школы, семьи и общественности (совместная работа с органами исполнительной власти, медико-психологическими службами).
4. Организация питания учащихся.
5. Медицинское обеспечение учащихся, состояние и работа по предупреждению травматизма учащихся.
6. Методическая работа (повышение квалификации, аттестация социальных педагогов, педсоветы, консультации).
7. Работа комиссий по расследованию несчастных случаев, по контролю за организацией и качеством питания, Совет профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
8. Психолого-логопедическое сопровождение учебного процесса.
1. Учебно-воспитательная работа (учет посещаемости, успеваемости).
Главные задачи данной работы:
• отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения учащихся;
• создание банка данных «трудных» детей;
• систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся.

К детям и подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватным нормам и требованиям ближайшего окружения.
Одной из задач, которую продолжила решать школа в этом учебном году, является создание условий для психолого-педагогической, правовой поддержки детей и подростков.
Работа с «трудными» детьми ведется планомерно и систематически. В течение учебного года по классам собираются сведения о таких детях, и на основе анализа этого материала составляется перспективный план работы. Решение воспитательных проблем, связанных с этими детьми, достигается следующими формами работы:
• индивидуальные беседы с учащимися,
• беседы с родителями,
• психологические тренинги,
• интегрированные уроки,
• классные часы,
• родительские собрания,
• беседы по правилам дорожного движения,
• конкурсы по профилактике,
• предупреждение и профилактика правонарушений,
• правовой всеобуч,
• профилактика психоактивных веществ,
• пропаганда здорового образа жизни.

  Роль классного руководителя в адаптации учащихся высока, и главное – положительный эмоциональный фон, который создается в классном коллективе.
В основном адаптация учащихся в классных коллективах проходит успешно. Дети идут в школу с удовольствием, создают группы по интересам, много общаются. Но отмечаются отдельные нарушения дисциплины на переменах и возрастные трудности в общении учащихся.
Психологическая служба школы
• провела в классных коллективах социометрические исследования, диагностики, анкетирования. Педагоги-психологи проанализировали уровень тревожности, уровень развития учащихся. Результаты диагностик доведены до сведения классных руководителей.
• организовала индивидуальные консультации для родителей и учащихся, испытывающих трудности в адаптационный период.
• дала рекомендации учителям и классным руководителям.

В учебно-воспитательной работе с «трудными детьми» применялись специальные методики:
• изучение мотивационной сферы;
• социометрический опрос;
• изучение потребностей и интересов;
• составление карты наблюдений;
• изучение состояния тревожности;
• изучение самоотношения;
• диагностика социально психологической адаптации;
• изучение склонности к отклоняющему и агрессивному поведению.

На внутришкольном контроле 8 учащихся.
Результат проделанной работы:
По итогам индивидуальных бесед, решений профилактического совета были даны рекомендации классным руководителям, родителям, педагогам-предметникам по работе с такими детьми.
В ходе работы выяснились проблемы, которые предстоит решать в следующем году:
1. продолжить работу с классными руководителями и воспитателями ГПД по овладению методами работы с «трудными» детьми;
2. разъяснять педагогам и родителям истинные причины трудностей в учебе и нарушения поведения. Важность этого определяется тем, что часто стойкие формы школьной неуспеваемости и нарушение дисциплины развиваются как вторичные нарушения, вследствие неверной интерпретации учителями их индивидуально-психологических свойств. Характер проблем и определяет направленность мер социально-педагогической помощи и поддержки:
• разрешение конфликтной ситуации;
• оптимизация воспитательных мер со стороны педагогов, родителей;
• восполнение выявленных пробелов в знаниях и способах их применения;
• психологическая и педагогическая работа по формированию адекватной самооценки;
• преодоление отставания в психическом развитии;
• прояснение искаженных представлений о себе, об окружающих, о собственных жизненных целях.
В течение учебного года ежедневно проводился систематический контроль за посещаемостью учащихся учебных занятий (ведется журнал отсутствующих учащихся).

Контроль посещаемости уроков по итогам 2010-2011 учебного года в школе
 
 четверть
класс
всего
уч-ся
всего пропущенных уроков (кол-во)
причины пропуска уроков
болезни
прогулы
по семейным обст-вам
травматизм
простудные
хронические
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
I -IV
1-4
253
8753
5349
61
981
11
-
-
2423
28
-
-
5-11
277
22457
2597
11.5
5776
25.7
2010
8.9
10574
47
1500
6.9
Проанализировав ситуацию пропусков по болезни, можно сделать следующие выводы
  • необходимо усилить разъяснительную работу с родителями и детьми по профилактике ОРЗ и ОРВИ заболеваний, поручить это медицинской сестре Роговой Т.Д. и классным руководителям, 
  • провести беседы классным руководителям с родителями об ответственности за получение образования своих детей и о влиянии пропусков (по болезни или по другим причинам) на качество обучения учащихся.
 2. Внешкольная и внеклассная работа (организация отдыха в каникулярное время).
В целях организации досуга «трудных» детей проводилась работа:
  • по выявлению интересов и наклонности детей;
  • по вовлечению детей в студии, секции и кружки.
Отслеживание внеурочной деятельности велось в течение всего учебного года. Организация досуга и отдыха детей и подростков - важный фактор социализации детей. Перед каждыми каникулами зам. директора по ВР Краснова К.В. составлялся план работы с детьми в каникулярное время. На особом контроле у социального педагога находится занятость детей «группы риска» и социально незащищенных детей. На летние каникулы родителям были предложены лагеря от Управы Тимирязевского района в детские оздоровительные лагеря Подмосковья, Крыма, Краснодарского края и бесплатный школьный лагерь в июне месяце.

  1. Организация питания учащихся.
На основании приказа СОУО ДО города Москвы от 02.09.2010г. № 1007 «Об организации питания обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений Северного административного округа города Москвы в I-ом полугодии 2010/2011 году» и приказа от 12.01.2011г. № 10 «Об организации питания обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений Северного административного округа города Москвы во II-ом полугодии 2010/2011 году» в школе было организовано:
  • бесплатное двухразовое горячее питание детей из многодетных и малообеспеченных семей.
  • бесплатное одноразовое горячее питание всех обучающихся 1-4 классов (завтрак)
 Всего было охвачено бесплатным двухразовым горячим питанием 100 учащихся (дети из многодетных и малообеспеченных семей), что составляет 18.9 % от общего количества учащихся (530 учащихся):
  • 52 детей были охвачены бесплатным двухразовым горячим питанием (завтрак+обед) из многодетных семей;
  • 48 детей были охвачены бесплатным двухразовым горячим питанием (завтрак+обед) из социально незащищённых семей.
 Деньги, выделенные на бесплатное питание, отслеживались чётко, на отсутствующих детей заказ на питание своевременно снимался, если учащиеся заболевали или отсутствовали по уважительной причине (сведения об отсутствии учащихся корректировали и подавали классные руководители).
Всего за 2010-2011 учебный год из бюджета города было израсходовано на горячее питание (завтрак+обед)  39 627 781 руб. 82 коп.
Дети, как правило, много двигаются, следовательно, им нужно получать много дополнительной энергии. На это затрачивается жизненная энергия. Эту энергию человеческий организм получает из еды, питья, воздуха и солнца. Пища - основной источник жизненной энергии. Человек ест для того, чтобы жить, расти, работать и учиться.
При разнообразном и рациональном питании, включающем овощи, фрукты, организм ребенка получает необходимый набор и количество витаминов. Недостаток питания у детей и подростков часто приводит к задержке физического развития. Поэтому в течение учебного года гимназия стремилась охватить как можно больше учащихся горячим питанием.
Анализ охвата учащихся питанием в 2010-2011 учебном году. 
Наименование
Информация
I полугодие
II полугодие
1
Количество учащихся в школе
530
545
2
Количество завтраков:
  • многодетные
  • малообеспеченные
  • за средства родителей
  • нач. школа 1-4 кл.
362
  • 46
  • 44
  • 23
  • 249
364
  • 49
  • 48
  • 14
  • 253
3
Список учащихся отказавшихся от завтрака (причина отказа - мед. справка)
3
3
4
Количество обедов:
  • многодетные
  • малообеспеченные
  • за средства родителей
162
  • 46
  • 44
  • 72
165
  • 49
  • 48
  • 68
5
Список учащихся отказавшихся от обедов (причина отказа - мед. справка)
3
3
Охват учащихся бесплатным питанием в 2010- 2011 учебном году.
 
Классы
Всего учащихся
Бесплатные завтраки
(без многодетных и малообеспеченных)
Завтраки и обеды:
многодетные
Завтраки и обеды:
малообеспеченные
Отказ от питания
по мед. показаниям
1 -4
 кл.
253
201
24
27
1
5 -11 кл.
292
-
25
21
2
Всего
545
201
49
48
3
Для учащихся, не получающих бесплатное питание, было организовано платное питание:
·        Завтраки стоимостью 40 руб.,
·        Обеды     стоимостью 80 руб.
Охват учащихся платным питанием в 2010- 2011 учебном году.
Классы
Всего учащихся
Платные завтраки
Платные обеды
1 -4 кл.
253
-
60
5 -11 кл.
292
23
12
Всего
545
23
72

На родительских собраниях обсуждались вопросы «Здоровье школьника» «Организация питания в школе», «Здоровое питание».
Для учащихся школы в течение этого учебного года были проведены беседы на классных часах на темы «Здоровое питание», «Режим питания», «Как правильно питаться», а также проводилось общешкольное собрание на тему «Здоровье современного школьника», где обсуждался и вопрос о правильном питании детей при высоких нагрузках.
Анализ охвата учащихся горячим питанием показал снижение % количества учащихся, питающихся в школе. В 2011/2012 учебном году необходимо провести беседы с родителями о необходимости получения правильного рационального питания в связи с нахождением детей в школе, в том числе занятость детей во II-ой половине дня. А также усилить контроль зам.директора по дополнительному образованию и классным руководителям за посещением учащихся кружков, секций, дополнительных занятий.
В 2010-2011 учебном году питание в школьной столовой осуществлял комбинат школьного питания «Коникс-школьник» на основании гос. контракта.
Продукты с комбината поставлялись вовремя и качественные. Сбоев в приготовление пищи не было. Однако во II полугодии для детей льготной категории по меню поступали полуфабрикаты, которые дети неохотно едят, больше любят, когда еда собственного приготовления. У детей есть возможность купить в буфете горячий чай, выпечку, бутерброды.
Режим питания.
Для организации питания учащихся школа располагает:
  • зал обеденный,
  • столовая-доготовочная,
  • новое, современное оборудование пищеблока.
            Школьная столовая рассчитана на 186 посадочных мест. За каждым классом были закреплены определенные столы. Предварительно столы накрывали сотрудники столовой. Заместитель директора по социальной защите, классные руководители, воспитатели ГПД и дежурные учителя следили за порядком в зале, чтобы после приема пищи всю посуду дети убирали за собой.
            В столовой питание для учащихся было организовано в соответствии с графиком, утвержденным директором гимназии.
            В течение учебного года проводился ВШК с целью контроля учета питания. В ходе контроля проверки была проверена посещаемость учащихся и табель учета питания, замечаний не было.
            Организация питание учащихся находится под постоянным контролем школьной производственной комиссии, медицинской сестры и периодически контролируется специалистами СЭС и представителями «Коникс-школьник». Ежедневно проверялось качество приготовления пищи. Результаты фиксировались в бракеражном журнале. Также проверялось качество сырой продукции.
            В течение учебного года школьной комиссией проводились плановые проверки: проверялось качество приготовления пищи, вес, температурный режим, а также проверялось санитарное состояние зала школьной столовой и внешнее состояние посуды. Технология приготовления блюд строго соблюдалась. Санитарное состояние пищеблока соответствовало санитарно-гигиеническим нормам. Замечаний со стороны СЭС и школьной комиссии не было. Режим питания соблюдался, вес соответствовал нормам. Пища подавалась горячей.
            Хорошей организацией горячего питания школьников можно положительно влиять на процесс обучения, помогать ребятам успешно овладевать знаниями.

            4. Медицинское обеспечение учащихся, состояние и работа по предупреждению травматизма учащихся.
            Здоровье человека – жизненно важная ценность. Создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе требует следующих законодательно закрепленных мероприятий:
  1. Создание здоровой и безопасной образовательной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения).
            В школе большое внимание уделяется тому, чтобы учебная мебель соответствовала росту учащихся, столы и стулья маркированы в соответствии с СанПин. Состояние мебели удовлетворительное.
            Нормам санитарно-гигиенических требований соответствует также:
  • работа систем вентиляции и отопления;
  • искусственное освещение;
  • применение компьютерной техники.
            Тем не менее, статистика заболеваемости остается высокой. Совместно с медицинской сестрой проведен учет состояния здоровья учащихся. Имеются заболевания бронхо-легочная патология, гастропатология, хирургопотология, проблемы со зрением, эндокринология.
            В этом году были зарегистрированы инфекционные заболевания: ветряная оспа, скарлатина, грипп.
            Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной школы. Здоровье школьников во многом зависит от условий жизни детей в школе. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществление комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению.
            Проблемы наших детей – это наши проблемы. Очень много детей страдают нарушением зрения. По рассказам родителей, у детей есть привычка читать лежа, долго сидят за компьютером и телевизором.
            В школе проводились занятия по профилактике компьютерной зависимости в форме беседы. В классах силами медико-психологических центра «Доверие» были проведены тренинги по профилактике компьютерной зависимости. По результатам у наших учащихся компьютерной зависимости не выявилось.
            Многие ребята не бывают после учебы на свежем воздухе, весь остаток свободного времени проводят за просмотром передач по телевизору и компьютерными играми. Нарушение зрительных функций может привести и к плохой успеваемости в гимназии, и к ограничению в выборе профессии, что самым серьезным образом влияет на всю жизнь человека.
            Забота о здоровье включает в себя несколько важных моментов. Это и питание, и режим сна, и движения, и пребывание детей на воздухе.
            Врачом школы была проведены лекции на тему: «Репродуктивное здоровье» для девочек 7А и 7Б классов; «Профилактика туберкулёза» для  9А, 9Б, 9В классов; «Личная гигиена» для 4А, 4Б классов.
            Вследствие «сидячей» жизни дети имеют такие дефекты физического развития, как нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение. Отсутствие постоянной физической нагрузки отрицательно влияет на развитие сердечно-сосудистой системы, снижает умственную работоспособность, ухудшает память. В нашей школе следят за систематическими посещениями детей занятий физкультурой. Преподаватели, учитывая все заболевания учащихся, создают наиболее благоприятные условия для сохранения здоровья и работоспособности ребенка.
            Есть дети с искривлением позвоночника. Правильная осанка не появляется сама по себе, ее необходимо формировать с раннего детства. Как правило, не все преподаватели за этим следят. Классным руководителям 1-10 классов необходимо наблюдать, как сидит ребенок за партой, чтобы не возникла опасность искривления позвоночника.
            Основная проблема, с которой сталкиваются учителя физической культуры – это ежегодное увеличение количества детей с хроническими заболеваниями и как следствие этого процесса – уменьшение количества детей основной группы здоровья.
Группа здоровья детей.
 
Группа здоровья
1-4 классы
5-9 классы
10-11 классы
Всего учащихся
253
100%
259
100%;
33
100%
Основная
225
89%
195
75%
20
60,6%
Подготовительная
21
8.3%
63
24,3%
9
27,2%
Специальная
7
2.7%
1
0,7%
4
12,2%
Освобождены
1


По результатам анкетирования выявлены случаи курения учащихся 5-10 классов, а ведь курение особенно опасно в молодом возрасте.           Профилактика курения в подростковом возрасте очень важна и должна проводиться с учетом возрастно-педагогических особенностей.
            Основные задачи профилактики курения в подростковом возрасте:
  1. Умение четко формулировать аргументы против курения.
  2. Умение противостоять давлению сверстников.
            Социальным педагогом Ермоловой С.Е. проводились мероприятия по профилактике курения среди учащихся школы (личные беседы, лекции, акции «День без сигареты» и др.), привлекались специалисты наркологического диспансера. В ходе анонимного анкетирования выявлены причины раннего курения учащихся. Необходимо обратить внимание в проведении тренингов по снижению тревожности, т.к. это одна из главных причин раннего табакокурения.
            Еще более опасным для здоровья является употребление спиртных напитков и наркотиков. Для учащихся 5-10 классов инспектор ПДН ОВД  Нистратовой Т.М. были проведены беседы «Профилактика наркомании и токсикомании среди учащихся школ», «Вопрос об административной и уголовной ответственности среди учащихся школ» и т.д.
            В течение учебного года в школе проводились беседы и лекции для учащихся, родителей и педагогов о вреде курения, употребления спиртных напитков и наркотиков.
            Остается лишь добавить, что такие мероприятия, безусловно, нужны, борьба с вредными привычками – это борьба за наше будущее. Она направлена на сохранение здоровья учащихся и полноценное развитие их.
            За состоянием и работой по предупреждению травматизма учащихся отвечает зам. директора по социальной защите Липатова О.В. и медсестра Рогова Т.Д..
Травматизм учащихся в 2010-2011 уч. году.
Классы
В урочное время с потерей трудоспособности
(составление АКТ)
Внеурочное время
Всего учащихся
545
1-4 классы
2
9
5-11 классы
4
12
Всего
6
1%
21
3,8%

Как предотвратить травматизм детей, который нещадно уносит их жизни и приводит к инвалидности? Это вопрос неоднократно обсуждался на административных совещаниях и педсовете. Был разработан план по предупреждению детского травматизма на 2010-2011 учебный год. Всему коллективу учителей необходимо строже выполнять правила внутреннего распорядка школы, подходить более ответственно к своему дежурству во время перемен. Был составлен график дежурства учителей по этажам.
            На уроках физкультуры при выполнении упражнений не все моменты по технике безопасности продуманы до мелочей. Учащиеся получают травмы на уроках физкультуры из-за отсутствия постоянной физической нагрузки. У детей слабый опорно-двигательный аппарат. Более половины школьников занимаются физкультурой только на школьных уроках. А ведь уроки физкультуры могут обеспечить лишь десятую часть необходимой нормы двигательной активности ребят.
            Наша задача - создать безопасные условия для здоровья учащихся при проведении любых мероприятий.

            5. Совместная работа школы, семьи и общественности (совместная работа с органами исполнительной власти, медико-психологическими службами).
При работе с семьей ставились следующие задачи:
  • сбор и накопление информации о многодетных и социально незащищенных семьях;
  • помощь в преодолении негативных явлений в семье.
            Для выявления и оказания своевременной помощи детям из социально незащищенных семей на начало года были разработаны критерии социального паспорта класса.        По сравнению с прошлым учебным годом количество учащихся из многодетных, соц. незащищенных и неполных семей увеличилось из-за вновь прибывших детей. Больше всех в школе учащихся из неполных семей, чьи родители состоят в разводе, таких семей 96. 
Сведения об изменении социального состава учащихся
Социальный состав учащихся
2010-2011 учебный год
Кол-во
%
Количество учащихся, обучающихся в ОУ.
545
100
Дети из полных семей
449
82,2
Дети из неполных семей
96
17,6
Дети из многодетных семей
62
11,3
Дети, находящиеся под опекой
7
1,3
Дети-инвалиды
4
0,7
Дети из семей матерей-одиночек
15
2,7
Дети из семей, состоящих в разводе
42
7,7
Учащиеся ,состоящие на ВШК
9
1,6

Все эти учащиеся нуждаются в особом подходе, поддержке, заботе со стороны педагогов школы.
            Рост неполных семей – это не социальная проблема, требующая решения, а социальная реальность, которая ждет помощи. Большая доля ответственности за процесс социального формирования ребенка, а также его личностное и психологическое развитие лежит на родителях. Во многих случаях одинокий родитель не может помочь ребенку, не находит взаимопонимания. На помощь приходит школа. Оказывалась своевременная помощь детям, оказавшимся в кризисной ситуации. Результаты могут проявляться в различных аспектах:
·           в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, ощущает ли он свою безопасность и защищенность;
·           в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
·           в осознании родителем значимости своей родительской деятельности, появлении родительской ответственности;
·           в оптимистическом взгляде родителей на жизнь, на возможность решения родительских и семейных проблем.
            Смерть близкого человека – одно из самых тяжелых событий в жизни, поэтому дети, испытавшие горечь утраты в связи с потерей родных людей, нуждаются в особом подходе, поддержке. В это трудное время детям прежде всего требуется демонстрация любви и заботы со стороны коллектива школы.
Предупредительно-профилактическая деятельность.
            Социальная службы школы взаимодействует с:
  • Центром социальной помощи семье и детям «Дмитровский»,
  • муниципальными органами,
  • ПДН ОВД «Тимирязевский»,
  • ГИБДД,
  • Медико-социальным центром помощи детям и наркодиспансером № 11,
  • НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков,
  • Центр «Доверие», центр «Поддержка»,
  • МПГУ,
  • детской городской поликлиникой № 15.
            На сайте школы и центральном стенде при входе в школу дана информация о телефонах службы доверия и психологической помощи подросткам, адреса и телефоны организаций, участвующих в борьбе с наркоманией и оказывающих помощь больным наркоманией.
            Профилактическая работа призвана объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, психологической службы школы в создании системы работы по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений в школе; координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми.
            В течение учебного года ежемесячно проводились административные совещания, Совет по профилактике. Социально-психологическая служба стремится вникнуть во все детали с единственной целью — направить ребенка по правильному пути.
            Особое внимание уделяется правовому воспитанию учащегося. Проводились лекции и беседы, дискуссии, викторины и конкурсы.
           
            Психологическая служба школы.
            Целью работы психологической службы нашей школы является выявление и развитие способностей каждого учащегося, формирование свободной, физически здоровой, творческой мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам. Личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культуры, способной в последующем на участие в духовном развитии общества.
            Психолог школы Макарова Е.А. совместно с администрацией ставит и решает задачи психологического сопровождения:
  • провела в классных коллективах социометрические исследования, диагностики, анкетирования. Педагог-психолог проанализировала уровень тревожности, уровень развития учащихся. Результаты диагностик доведены до сведения классных руководителей,
  • организовала индивидуальные консультации для родителей и учащихся, испытывающих трудности в адаптационный период,
  • дала рекомендации учителям и классным руководителям.
Направления работы
Дети
Родители
Педагоги
Администрация
Младшая школа
Средняя школа
Старшая школа
Диагностическое направление
(кол. человек)
160
95
20
7
-
-
Консультативное направление
(кол. человек)
10
34
5
65
110
16
Развивающее направление
(кол. человек)
230
71
8
-
-
-
Просветительское направление
(кол. человек)
-
1
-
5
3
-

В новом учебном году школе предстоит решать следующие задачи:
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения 1-ых и 5-ых классов в период адаптации;
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации программ начальной школы;
  • выявление и психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одарённости;
  • профилактическая работа с учащимися «группы риска»;
  • консультирование детей, педагогов, родителей.

            Работа социального педагога.
            Огромную работу  с детьми «Группы риска» проводит социальный педагог школы Ермолова С.Е.
            Целью такой работы является: выявление и профилактика правонарушений, безнадзорности и наркомании среди учащихся школы и семей,  оказавшихся в социально опасно  положении.
            Задачи работы:
1.      Воспитание ответственности за свои поступки и поступки других.
2.      Привитие негативного отношения к пагубно влияющим на организм человека формам зависимости.
3.      Воспитание нравственных качеств в характере.
4.      Развитие эмпатии и ДГЭИ.
5.      Расширение правовой грамотности.
6.      Воспитание гражданственности и патриотизма по отношению к своей Родине и народу.
7.      Привитие через чувства,  уважения и заботы к людям более старшего поколения, к слабым и больным.
8.      Развитие индивидуальных положительных творческих способностей.
9.      Воспитывать умение сказать НЕТ.
           
            Цель работы социального педагога - это раннее выявление и профилактика несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, совершающих правонарушения учащихся, занимающихся бродяжничеством, не выполняющих Устав школы, не подчиняющихся требованиям родителей, учащихся, подверженным любым пагубно влияющим на организм формам зависимости (наркотики, алкоголизм, табакокурение, токсикомания и т.д.). Необходимо создание действенной социально-психологической службы с профессионалами в этой области (психологами разных профилей, психоневрологами, педиатрами). Тогда создастся в каждом учебном заведении почва для  социально-педагогической реабилитации  учащихся, работа станет  более эффективной, снизится количество «группы риска»,  снизится уровень совершения учащимися правонарушений и антиобщественных деяний.
       Особенностью работы социального педагога является прежде всего ранняя профилактика правонарушений среди учащихся и выявление семей,  находящихся в социально опасном положении. Раннее выявление этой «группы риска» легче корректировать, т.к. родители могут еще побороть с помощью специалистов свои пагубные наклонности, психологи смогут помочь детям, которые стоят на грани «Группы риска». Работа по профилактике с «группой риска» сложная. Педагоги обязаны подходить к каждому ребенку индивидуально, знать его положительные и отрицательные черты характера, знать негативные стороны его жизни вне школы, стараться помочь ему правильно адаптироваться на учебу и получение в дальнейшем профессии, научить бесконфликтно общаться не только друг с другом, но и с любым человеком.
      Положительные моменты в работе с детьми «группы риска» в 2010-2011 учебном году.
            Несколько лет идет с первого класса выявление и профилактика «группы риска». Классные руководители начальной школы стали более активно работать с этой категорией, поняли жизненную необходимость ранней профилактики, более активно выявляют семьи детей оказавшихся в соц. опасном положении.
            В этом учебном году хорошо работали с учащимися «группы риска» из своего класса Гайдамак Л.В., Захарян К.Ю. Они посетили семьи, четко прослеживают посещение занятий учащимися, успеваемость этих детей, внешний вид, знают проблемы детей. Классные руководители несколько раз вызывали детей на школьный Совет по профилактике, имеют тесную связь с инспектором ПДН ОВД,.
            Нет ни одного учащегося школы употребляющего ПАВ или наркотики.
            Классные руководители сдали заявления от родителей, где будут находиться летом дети, все желающие получили путевки в лагеря.
            В школе и среди педагогов нет  выделения учащихся при проведении  различных мероприятий, а есть возможность участвовать всем,  кто пожелает.
            Более активно и четко шла совместная работа школы и ОВД ПДН.
Проведены лекции с 5-11 класс по темам «Правонарушения среди несовершеннолетних», «Выполнение Устава школы», «Молодежные субкультурные объединения», «Законы РФ», «Уголовный кодекс РФ» и тд.
            Также проведено много совместных операций «Подросток», посещены семьи, которые ведут аморальный образ жизни, родители, попустительски относящиеся к своим обязанностям по воспитанию и контролю за детьми.
            Продолжилась совместная профилактическая работа школы и КДН и ЗП района «Тимирязевский, ежегодно дети из соц. незащищенных семей обеспечиваются бесплатными путевками в лагеря. Имеется совместный план работы на год. 
            В школе учатся дети разных национальностей, за много лет не было не одного случая национальной неприязни, конфликтов. Дети дружат, общаются как граждане одного государства и одной нации.
            Каждый педагог нашей школы относится индивидуально к любому ребенку, не зависимо от того, из какого он класса, кто классный руководитель, стараемся сразу решить проблему учащегося.
            Наша задача – помочь и научить быть настоящим человеком, гражданином РФ.
            К сожалению, мы не можем всех исправить, направить на путь истинный, но мы должны это стараться делать, а делать необходимо ежедневно, ведь часто эти дети очень одиноки, им кажется, что они никому не нужны, что их никто не понимает, не любит.
            В новом учебном году школе предстоит решать следующие задачи:
  • создавать условия для функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
  • продолжить сотрудничество с ОВД «Тимирязевский» с целью проведения правового всеобуча для учащихся школы и их родителей;
  • оказывать социальную и психолого-педагогическую помощь детям в зависимости от сложностей, которые будут испытывать.
6. Методическая работа  (повышение квалификации, аттестация, педсоветы...).
            В течение данного учебного года прошли совещания социальной службы школы, где рассматривались вопросы организации питания, профилактика правонарушений и ПАВ, прогулов, неуспеваемости, отдыха детей. Социальная служба неоднократно выступала на административных совещаниях, педагогических советах, малых педсоветах. Проводились беседы и обучающие семинары с классными руководителями.
            В течение учебного года зам. директор по социальной защите, социальный педагог, психолог и логопед приняли участие:
  • в психологических семинарах по работе с детьми девиантного поведения, «группой риска».
  • В семинаре на тему «Явления детской психологической травмы в образовательной среде. Методы диагностики».
            Зам.директора по социальной защите  Липатовой О.В неоднократно выступала на педсоветах и родительских собраниях.
            Психолог Макарова Е.А. и логопед Ярославская М.А. участвовали в общешкольных собраниях для будущих первоклассников, проводили индивидуальные консультации по различным вопросам.
            Зам. директора по социальной защите Липатова О.В. окончила курсы повышения квалификации:
  • МИОО, 2011 г, 36 ч. «Особенности работы социально-психологической службы в школе»,
  • МИОО 2011 г, 36 ч. «Профессиональный выбор учащихся»
  • В октябре 2011г. присвоена I квалификационная категория зам. директора по соц. защите.
            Социальный педагог Ермолова С.Е окончила курсы повышения квалификации:
·        МИОО, 2011 г, 36 ч. «Особенности работы социально-психологической службы в школе»,
·        МИОО, 2011г, 36ч. «Профилактическая работа в школе, методы работы с «Группой риска».
            Педагог-психолог Макарова Е.А. окончила курсы повышения квалификации:
  • МИОО, 2011г. «Основы работы с персональным компьютером»,
  • Семинар-практикум «Арт-подход в работе с детьми и подростками» 
  • 7. Работа комиссий.
            Целью производственного контроля является обеспечение безопасности образовательной среды путем должного выполнения санитарных правил, профилактических мероприятий организации и осуществления контроля за:
  • социальной защитой учащихся,
  • организацией питания учащихся;
  • организация медицинских осмотров, наличием медицинских книжек;
  • ведением учета и финансовой отчетности;
  • выполнение санитарных правил.
            Работа социальной защиты невозможна без контрольно-аналитической деятельности. В этом учебном году был проведен контроль:
  • работы с «трудными» детьми классных руководителей;
  • посещения учащихся. Все отсутствия отмечаются в специальном журнале, принимаются меры по предупреждению прогулов.
  • проверялось санитарно-гигиеническое состояние классов и школьных помещений;
  • неоднократно проверялась работа групп продленного дня: режим, организация досуга, спортивно-оздоровительная работа, самоподготовка. Организация работы групп продленного дня, ликвидация безнадзорности, вовлечение детей в кружки и секции школы – основные задачи социальной защиты;

            В школе действует система учета и контроля бесплатного питания. Данная система позволяет осуществлять полный контроль за правильностью заказа питания классными руководителями, своевременное распределение невостребованного питания. Неиспользованные порции от завтраков начальной школы перераспределяются ответственным за питание среди резервного контингента обучающихся 5-10 классов. В 5-10 классах классные руководители самостоятельно перераспределяют неиспользованные порции (завтрак, обед) среди резерва внутри класса. Учет бесплатного питания ведут в пофамильных табелях классные руководители и воспитатели групп продленного дня. В последний день месяца они сдают табели ответственному за питание.
            Ответственная за питание обучающихся Липатова О.В. осуществляла ежедневный контроль за:
  • целевым использованием продуктов питания и готовой продукцией в соответствии с предварительным заказом;
  • соответствием рациона питания утвержденному меню;
  • качеством поставляемой готовой продукции;
  • ведением бракеражного журнала готовой и сырой продукции;
  • санитарным состоянием пищеблока;
  • выполнением графика поставок продуктов и готовой продукции, сроками их хранения и использования;
  • организацией приема пищи обучающихся, соблюдением ими правил личной гигиены и наличием для этого необходимых условий;
  • соблюдением графика работы столовой.

            Комиссией были осуществлены тематические проверки пищеблока:
  • готовность пищеблока к новому учебному году;
  • поверка качества сырой и готовой продукции, поступающей на пищеблок, условий их хранения, соблюдения сроков реализации;
  • норм раздачи готовой продукции;
  • технического состояния пищеблока и оснащения инвентарем.

            Результаты контроля показали, что несоответствия меню и отпускаемой продукции, недовесов - нет. Качество приготовления пищи соответствует хорошему уровню. Администрация школы выразила свою благодарность сотрудникам пищеблока за профессионализм в своей работе.
            Систематический контроль за организацией приема пищи показал, что культура поведения и приема пищи наших учеников на недостаточном уровне. Имеются случаи порчи столовых приборов, нежелания убирать за собой посуду, несоблюдения правил личной гигиены, неаккуратного поведения за столом. Привития культурных навыков поведения в местах общественного питания, соблюдения правил этикета и личной гигиены при приеме пищи, бережного отношения к школьному имуществу – это задачи, которые необходимо будет решать в следующем году.
            Также надо отметить недостаточный уровень дежурства в столовой. В следующем году нужно больше внимания уделять контролю за дежурством учителей в столовой.
            В течение года проводились рейды:
  • по санитарно-гигиеническому состоянию школы;
  • по проверке дежурства учителей на этажах;
  • по проверке т/б в кабинетах.