Отчёт о воспитательной деятельности

    Воспитательная работа в ГОУ СОШ № 929 осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую работу. В школе уже не первый год функционирует воспитательная система, которая позволяет правильно и грамотно спланировать и организовать воспитательную деятельность как в школе в целом, так и в классе.
Воспитание проходит:
·           через уроки общеобразовательного цикла;
·           через внеклассную деятельность;
·           через внешкольную деятельность.
Целью воспитания является личностно-ориентированное обучение и воспитание, направленные на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуальных и духовных свойств личности учащихся, стремление к взаимопониманию, взаимодействию, самореализации.
Основными целями  воспитательной системы школы являются:
  1. Укрепление и создание традиций школы, которые способны объединить всех членов школьного коллектива.
  2. Создание единого коллектива детей и взрослых, где для педагогов ребёнок – объект заботы и инструмент организации воспитательным процессом, для учеников - объединение на основе общих интересов и потребностей.
  3. Гуманизация воспитательного процесса, выражающегося в создании условий для всемерного развития личности для пробуждения её к самоанализу, самооценки, саморазвитию, через выявление творческих способностей каждого ученика школы с 1-го по 11 класс, в духе соревнований классных коллективов на основе педагогики успеха учеников во внеучебной и внеклассной работе.
  4. Совершенствование педагогического мастерства классного руководителя и воспитателя, способных компетентно заниматься осуществлением воспитательной деятельности и решать вопросы взросления школьников.
 Основными задачами воспитательной системы школы являются:
1.      Способствовать формированию школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребёнка.
  1. Развивать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности.
  2. Развивать систему ученического самоуправления для дальнейшего роста самостоятельности и чувства ответственности за свои поступки.
  3. Посредством разнообразных кружков и секций создать условия для творческого развития личности каждого школьника.
  4. Расширить связи с родителями учащихся для решения проблем в учебно-воспитательном процессе.
  5. Принять участие в окружных и городских мероприятиях.

      Основные компоненты воспитательной   системы:
1) принципами построения являются
·           гуманизация и демократизация жизнедеятельности школы,
·           развитие учащихся на основе культурных традиций и содержательных форм деятельности,
·           индивидуализация и дифференциация воспитания,
·           интеграция воспитательно-образовательных усилий школы и семьи;
2) общность педагогического и школьного коллективов, реализующих  цели и задачи, где ядром воспитательной системы является взаимоотношения и взаимодействия педагогов, классных руководителей, обучающихся и родителей;
3) основой является коллективное общеклассное дело, которое развивается по следующим принципам:
  •  обязательное участие в нем всех членов школьного коллектива и родителей
  • планирование, подготовка, проведение, анализ совместной деятельности производится на основе методики коллективно-творческого дела.
  Управление воспитательным процессом   осуществляется в системе:
Директор, заместители директора по УВР I, II-III ступеней,  зам. директора по соц.защите,  Совет родительской общественности,  непосредственно зам. директора по воспитательной работе, который координирует свои подразделения: МО классных руководителей, зав. школьным музеем, ученическое       самоуправление,   творческий совет   (педагоги музыки, ИЗО, технологии, физкультуры, доп. образования),  вожатый, школьный психолог, МО учителей-предметников,  внешкольные учреждения.
Документальные подтверждения воспитательной  работы   находятся  в общешкольном плане работы на каждый год, ежегодный план общешкольных коллективно-творческих дел,  программы работы доп. образования,    планы и отчеты каникул, планы МО классных руководителей (два МО – I ступени , II и III ступеней), протоколы заседаний МО,  воспитательные планы  классных руководителей, планы открытых классных часов и мероприятий в группах полного дня (1 раз в полугодие), подведения итогов школьных соревнований по полугодиям и за год, планов и отчеты  выполнения месячников, отчеты классных руководителей по параллели на административных совещаниях,  еженедельные отчеты по посещаемости, отчетные выставки и концертные  выступления кружков дополнительного образования, грамоты УО и ДО.
Одним из приоритетных направлений воспитывающей деятельности в школе является создание  системы патриотического воспитания учащихся. Работа осуществляется в рамках программ городского и окружного уровня: «Комплексной программы патриотического воспитания молодежи САО», государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Работа по патриотическому воспитанию особенно активизировалась в период празднования 69-ой  годовщины контрнаступления Советских войск под Москвой, 66-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Ко Дню Победы в школе проведена акция памяти «Сирень Победы» совместно с Советом ветеранов Тимирязевского района и Центром патриотического воспитания САО.
В апреле 2011 года в школе открыт военно-исторический музей «Москва – город-герой» (сертификат № 122 от 24.03.2011), экспозиции которого посвящены празднованию 70-летия контрнаступления советских войск  под Москвой.
Музей – это  пропаганда  историко-культурного наследия, боевых и трудовых достижений российского  народа в целях формирования  у учащихся патриотизма, нравственно-эстетических норм поведения.

Основные направления патриотической работы строились на принципах музейной педагогики:
1.   Встречи с ветеранами:
·           уроки мужества,
·           классные часы,
·           концерты для ветеранов и жителей района (декабрь, май);
2.  Участие в совместных акциях района и города:
·           помощь и участие  в организации митингов в парке Дубки,
·           участие в круглых столах совместно с Советом ветеранов (ноябрь, апрель);
3.   Сбор материалов для школьного музея (проектно-поисковая работа): «Родственник, которым можно гордиться», «Орден в твоем доме», «История моей фамилии», « Никто не забыт, ничто не забыто»;
4.   Торжественные общешкольные линейки, посвящённые Дню памяти жертв Беслана,  Битве за Москву, годовщине полета в космос Ю.А.Гагарина, Дню памяти Чернобыльской трагедии, ко Дню Победы.

Реализуя городскую программу патриотического воспитания, школьники участвовали в проведении окружных акций и мероприятий памяти погибших воинов.
Коллектив школы принимал участие  в месячниках «Москва непобежденная», «День Защитника Отечества», «День Победы».

        Основные направления  работы школы постоянно расширяются, модернизируются и выполняются  в полном объеме.   Они являются стержнем в воспитательной системе всех классных руководителей, воспитателей  и классных коллективов:   
·           Гражданско – патриотическое воспитание,
·           Традиции  и праздники школы,
·           Предметные недели,
·           Нравственно – эстетическое, развитие творческих способностей учащихся,
·           Музейное дело,
·           Календарь знаменательных дат,
·           ЗОЖ, спортивно – оздоровительное,
·           Трудовые дела, благотворительные акции,
·           Ученическое  самоуправление (Центр «Лидер»),
·           Развитие научно-технического творчества (ЦИРК – центр изобретательности, рационализаторства и конструирования),
·           Пресс–центр «Отличная газета».

Развитие ученического самоуправления.
Уже не первый год в школе работают органы ученического самоуправления, которые участвуют в соуправлении жизнедеятельностью коллектива школы, участвуют в благотворительных акциях.
В школе с 1 сентября 2010 года идет создание реально действующего ученического самоуправления. К разработке модели самоуправления привлечена инициативная группа учащихся и педагогов.
Администрацией школы выделен кабинет для работы центра «Лидер», который укомплектован мебелью, музыкальной аппаратурой и компьютерной техникой.
На базе центра «Лидер» функционируют:
·           Актив – центр
·           Центр вожатых
·           Интеллект – центр
·           Диспут - центр
·           Пресс – центр
·           КВН – центр
За отчетный период создана рабочая модель ШУС.
Название: «ТИМ - проект» (Творчество,  Интеллект, Молодость; ТИМирязевцы; team (англ.) - команда)
Девиз: «ТИМ - проект»! Присоединяйся! Стремись! Твори! Проявляйся!»
Гимн: песня «Если солнце в небе светит»
Направления деятельности:
·           Территория «Вершины знаний»
Интеллектуальные игры, викторинынаучно - технические проекты
·           Территория «Открытое сердце»
Благотворительные акции, помощь пожилым и ветеранам
·           Территория «Экология разума»
Экологические акции, форумы, проекты
·           Территория «Горизонты творчества»
Коллективные творческие дела
·           Территория «ГармониЯ»
Спорт, здоровый образ жизни
·           Территория «Мое Отечество»
     Гражданские акции, правовая культура
  Центральный орган ШУС -  «Актив - центр», который состоит из представителей классных объединений (по 2 чел. от класса).
   Коллективы классов – «Города» со своими названиями, атрибутикой, структурой деятельности.
             «Актив- центр» разделен на 3 лиги:
·           старшая лига - (8 - 11) классы;
·           средняя лига - (5 - 7) классы;
·           младшая лига - (1 - 4) классы.
        Лиги «Актив – центра» собираются еженедельно (по графику) для внесения предложений, решения оперативных задач и организационных вопросов.
   В течение года шла апробация различных организационных форм работы, методов и приемов мотивации учащихся. В сентябре 2011 года будет собран Большой Совет для утверждения окончательной модели ШУС.
   Анализируя  участие нашей школы в окружных и городских мероприятиях за последний год, можно увидеть рост участия в конкурсах,  и это говорит о повышении мотивации и качества образования, о желании учащихся победить в округе и городе, т.е. основная цель воспитания «успехом» начала давать результаты.
Участие в окружных, городских, всероссийских мероприятиях.
Мероприятие
Кол-во участников
Результат
Ф.И.О. учителя
1
Всероссийская игра-конкурс
«Русский медвежонок»
30
Призеры
Участие
Устимова ЕА.
2
Олимпиада по решению
развивающих задач
2
Участие
Шведова О.Ю.
3
Городской конкурс чтецов
«Пока в России Пушкин длится…»
1
В пятерке
лучших
Гаврикова И.С.

4
Окружной конкурс риторов
1
1 победитель
Гаврикова И.С.,
Устимова Е.А.
5
Городской конкурс
«Страна русского языка»
Команда
3-4 классов
1 место
Устимова Е.А.
6
1-й фестиваль
современных видов хореографии
4
финалисты
Фролова Т.М.
7
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (окружной этап)
6
5 победителей
Знаменская Ю.А.,
Гаврикова И.С.,
Ильюхина Е.Н.
Устимова Е.А.
8
Всероссийская олимпиада школьников по литературе (окружной этап)
5
4 победителя,
1 призер
Гаврикова И.С.,
Устимова Е.А.
9
Муниципальный тур
олимпиады по ИЗО
2
2 победителя
Фролова Т.М.
10
Городской этап
олимпиады по литературе
3
3 призера
Гаврикова И.С.,
Устимова Е.А.
11
Олимпиада МГУ «Ломоносов»
по русскому языку (дист. тур)
12
5 призёров
Гаврикова И.С.,
Устимова Е.А.
12
Олимпиада МПГУ по русскому языку (дистанционный и очный туры)
5
4 призёра
дист. тура,
1 призёр очного тура
Гаврикова И.С.,
Устимова Е.А.
13
Районный конкурс
 «Инновации в санкостроении»
2
2 победителей
Рыков С.В.
14
Московский конкурс рисунков им. Н.Рушевой
5
участие
Фролова Т.М.
15
Городская научно-практическая конференция
«Исследуем и проектируем»
2
2 место
Митина Н.И.
16
Окружной тур городской
научно-практической конференции «Открытие»
2
1 место
Митина Н.И.
17
Московский открытый фестиваль интеллекта «Интелфест»
4
4 победителя
Шведова О.Ю.
18
Игра–конкурс по информатике «Инфознайка»
5
участие
Куликова И.Ю.

19
Районный конкурс «Покормите птиц»
команда
участие
Титенко В.Ф.
20
Окружной конкурс на противопожарную тематику
команда
участие
Фролова Т.М.
21
Международный конкурс рисунков «Вода и мы»
4
Участие
I
Фролова Т.М.
22
Городской конкурс МГУ
«Лучшее школьное издание»
команда
Участие

Фролова Т.М.
23
Окружной конкурс «Ученик года»
1
Участие
Знаменская Ю.А.
24
Окружной профессиональный конкурс «Многогранность»
2
2 лауреата
Бук А.Б.
Фролова Т.М.
25
Спортивные соревнования, футбол
14
участие
Тикланов  С.И.
26
Районные соревнования по волейболу
8+8
участие
Соловьева М.И.
27
Акция «Письмо ветерану»
7
участие
Шведова О.Ю.
28
Фестиваль
«Эстафета искусств»
7

Активное участие
Финк Т.К.
Талова Г.Е.
29
Окружной фестиваль «Портфолио как способ самореализации личности»
1-4 классы
4
4 лауреата
Польдяева О.В.
30
Окружной слет старших вожатых и ученического самоуправления
команда
Активное участие
Финк Т.К.
31
Окружной фестиваль «Портфолио как способ самореализации личности»
5-11 классы
3
участие
Польдяева О.В.
32
Благотворительная акция «От сердца к сердцу» в детском приюте «Ховрино»
Команда
Участие
Финк Т.К.
Ермолова С.Е.
33
Научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ «Открытие года»
на базе ГОУ СОШ 929
Команда
Участие
Польдяева О.В.
34
Районный Фестиваль
«Пролог Великой Победы»
7
Участие
Финк Т.К.
Краснова К.В.
35
 Окружной Конкурс творческих работ «Салют защитникам Отечества»
1
Участие
Фролова Т.М.
36
ХI  научно-практическая конференция
«Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание»

Участие
Польдяева О.В.
37
Окружной Конкурс школьных СМИ
«Курс на успех: полезные советы ровесникам»
5
3 место
Фролова Т.М.
38
Окружная олимпиада
по черчению
1
Призер
Растегина Н.В.
39
 Московская олимпиада по русскому языку, культурологи, межкультурной коммуникации. МИОО
3
3 призера
Устимова Е.А.
40
Интернет-олимпиада по литературе «Лиги школ» для 5-7 классов
5
1 призёр
Устимова Е.А.
41
Городской конкурс «Что как и почему - разберусь и объясню»
2
2 призеров 2 место
Рыков С.В.
42
Международный конкурс детского творчества «Италия в России. Россия в Италии»
5
участие
Фролова Т.М.
Посещение учащимися учреждений культуры.
Кроме внеклассных мероприятий, в течение года для школьников много проводилось  экскурсий и походов в театр. Данные формы работы всегда способствуют укреплению детского коллектива, развитию познавательных интересов, формированию активного самопознания.
Экскурсия - та форма учебной деятельности, которая открывает бесконечно большое количество для получения новых сведений. Экскурсионная работа, таким образом, стала неотъемлемой частью учебно-исследовательской деятельности, носит системный, продуманный характер, учитывается самоценность экскурсии и её поддерживающая функция.
За период 2010-2011 учебного года учащиеся посетили следующие учреждения:
Название экскурсии
Класс
Дата проведения
№ приказа
по школе
«Москва – Псков – Пушкинские горы – Изборск  - Печоры – Москва»
9А и 6А
С 05.03.2011-08.03.2011
№ 22
Палеонтологический
музей
5А и 7Б
03.03.2011
№ 26
«Гроза 1812»
6А и 9А
02.03.2011
№ 31
Юбилейная выставка  Левитана
в Третьяковской галерее
6А и 9А
10.03.2011
№ 27
Обзорная экскурсия в музее
«Огни Москвы»
03.04.2011
№ 39
«Малые архитектурные ансамбли в Кусково»
9Б и 9В
06.04.2011
№ 43
«День панорамы»
Бородинская панорама
13.04.2011
№46
«Я – будущий космонавт»
Музей космонавтики.
16.04.2011
№ 52
«Лукоморье»
Музей сказок
1Б и 1В
23.04.2011
№ 54, № 55
«Истоки русской культуры»
Музей ГОУ СОШ 216
4Б и 3Б
18.04.2011
№ 56
«Мы новаторы»
Музей «Экспериментаниум»
16.04.2011
№ 57
«Истоки русской культуры»
Музей ГОУ СОШ 216
2А и 2Б
22.04.2011
№59, № 60
Обзорная по музею «Экспериментаниум»
22.04.2011
№ 62
«Творения Фаберже»
Музей им. Пушкина
10 А
22.04.2011
№ 63
Исторический музей
28.04.2011
№ 68
Обзорная экскурсия в Геолого-минералогическом музее
при Тимирязевской академии.
30.04.2011
№ 70
Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе
04.05.2011
№ 71
«Мы новаторы»
Музей «Экспериментаниум»
05.05.2011
№ 72
 
Все мероприятия, проводимые в учреждениях, работали  на расширение кругозора и сплочение детского коллектива.

Совершенствование работы классных руководителей.
Классные руководители – самая значимая категория организаторов воспитательного процесса в ОУ. В настоящее время заметно меняется содержание, формы и методы их работы.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений», Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», Письмом Минобразования России от 21.06.2001 № 480/30-16 «О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях», определены цели, задачи и функции классных руководителей.
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего ОУ, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом и ситуации в классе.

Теоретические и практические вопросы воспитания рассматривались на педагогическом совете «Создание системы ВР в классных коллективах – новый этап совершенствования воспитательной системы школы», семинарах классных руководителей. В 2010-2011 учебном году были проведено несколько заседаний методического объединения классных руководителей, на которых были рассмотрены следующие вопросы:
·           «Методика воспитательной работы в классе. Выбор форм и методов воспитательной работы. Педагогическая диагностика»;ъ
·           «Целеполагание в воспитательном процессе школы»;
·           «Место КТД в системе воспитательной работы школы»;
·           «Патриотическое направление воспитывающей деятельности классных руководителей»;
·           «Анализ воспитательного процесса как условие его оптимизации. Анализ воспитывающей деятельности за год».
В течение всего учебного года для классных руководителей проводились индивидуальные консультации.
Обращаясь к анализу воспитательной деятельности классного коллектива, можно сказать, что всеми классными руководителями в этом году были составлены планы воспитательной работы, где отражены следующие разделы:
·           нравственное воспитание;
·           эстетическое воспитание;
·           патриотическое воспитание;
·           профориентационное воспитание;
·           работа с родителями.
Классные руководители ставили перед собой и решали следующие воспитательные задачи:
·           работа над сплочением детского коллектива;
·           воспитание уважения к себе и окружающим;
·           знание культуры поведения, культуры общения;
·           профилактика, формирование здорового образа жизни;
·           организация ученического самоуправления;
·           тесная связь с семьей, вовлечение родителей в общественную жизнь класса и школы.

Сотрудничество с родителями.
С целью повышения педагогической культуры, укрепления взаимодействия школы и семьи, усиления её воспитательного потенциала используются массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы.
Для отслеживания эффективности воспитывающей деятельности совместно с психологической службой школы был проведён мониторинг, результаты которого  были представлены на педсовете и родительском собрании.
Мониторинг: (обработано 212 анкет)
Степень удовлетворения образовательных запросов родителей обучающихся
Вопросы
Совершенно согласен
Согласен
Трудно сказать
Не согласен
Совершенно не согласен
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно
68
102
11
19
11
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку
97
96
17
1
-
Мы чувствуем чувство взаимопонимания в контакте с администрацией и учителями
97
100
13
2
-
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе
32
82
46
4
-
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и дом. заданиями
18
150
10
24
1
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка
20
19
128

41
4
В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны ребенку
93
45
74
-
-
В школе работают кружки, где может заниматься ребенок
20
142
48
-
2
Педагоги дают глубокие и прочные знания
82
113
17
-
-
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье ребенка
11
138
47
4
12
Школа способствует формированию достойного поведения нашего ребенка
-
38
101
17
56
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни
3
58
124
12
15

Выводы и рекомендации:
·           Активизировать индивидуальную работу с родителями и учащимися.
·           Рассмотреть вопрос о создании эмоционально комфортных условий в школе на МО классных руководителей.

За 2010-2011 учебный год проведено 3 школьных родительских собрания. Все собрания в обязательном порядке имели общую теоретическую часть по направлениям  педагогического всеобуча родителей, на которой выступали инспектор ИДН, врач-нарколог, психолог центра «Доверие».
Создан действующий Управляющий совет родительской общественности.

Задачи на следующий учебный год:
  1. С целью совершенствования воспитательной деятельности классных руководителей организовать и провести ряд семинаров по ознакомлению с новыми программами и методиками воспитательной работы.
  2. Повысить персональную ответственность классного руководителя за качественный уровень воспитательной работы с учащимися класса.
  3. Установить более тесную связь с семьей, вовлекать родителей в общественную жизнь класса и школы.
  4. Шире использовать ИКТ во внеклассной и воспитательной работе.
 Отчёт о работе системы дополнительного образования

В 2010-2011 году на дополнительное образование было выделено 40 учебных часов. В школе функционировали следующие детские объединения:
1.      Студия «Поющая планета»,
2.      Студия «Спортивных бальных танцев»,
3.      Секция «Футбол»,
4.      Кружок «Юный конструктор»,
5.      Кружок «Юный журналист».

В течение учебного года в работе студии «Поющая планета» (руководитель Талова Г.Е.) приняло участие 31 человек. За это время было подготовлено  8 музыкальных номеров. Ребята  принимали активное участие во всех общешкольных мероприятиях, 2 номера были отмечены на районном уровне. На протяжении всего учебного года у ребят присутствовало стремление творчески расти, совершенствоваться, добиваться поставленных задач.
Ребята, занимающиеся в кружке  «Юный конструктор» под руководством Рыкова С.В., приняли участие  и заняли призовые места в окружных и городских конкурсах и конференциях.
Также дети из  кружка  «Юный конструктор», имеющего чертёжную направленность, под руководством Растегиной Н.В. разработали совместный проект со словесниками к 120-летию М.А. Булгакова – макет булгаковского дома на Андреевском спуске в Киеве.
Учащиеся, занимающиеся футболом, легкой атлетикой и др., активно занимались на секциях, но не приняли участие в различных соревнованиях.

Контроль образовательного процесса.
Задачи контроля:
1.Получение объективной информации о состоянии преподавания учебных курсов блока дополнительного образования детей.
2.Совершенствование организации образовательного процесса.
3.Анализ достижений для прогнозирования перспектив.
4.Корректировка тематического планирования образовательных программ.
В основном, поставленные задачи были выполнены.
Регулярно проверялись журналы, проводились открытые занятия.
Проведено анкетирование детей на соответствие запросов и имеющихся на сегодняшний день объединений.
В течение года проводилась работа с родителями по вопросам наполняемости, посещаемости объединений дополнительного образования.
За период 2010 -2011 учебного года увеличилось количество занятых в кружках и секциях  с 64% до 76 % учащихся.

Для дальнейшего развития дополнительного образования в ГОУ СОШ № 929 необходимо:
·           расширение направлений и спектра услуг дополнительного образования школы;
·           создание библиотечного отдела для накопления репертуарного материала;
·           приобретение и создание костюмов;
·           создание музыкального фонда, фильмофонда;
·           организовать систему привлечения детей, не обучающихся в школе, для повышения её статуса.
За истекший период 2010-2011 учебного года в основном поставленные задачи были выполнены.