Воспитательная работа в ГОУ СОШ № 929 осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую работу. В школе уже не первый год функционирует воспитательная система, которая позволяет правильно и грамотно спланировать и организовать воспитательную деятельность как в школе в целом, так и в классе.
Сотрудничество с родителями.
Воспитание проходит:
· через уроки общеобразовательного цикла;
· через внеклассную деятельность;
· через внешкольную деятельность.
Целью воспитания является личностно-ориентированное обучение и воспитание, направленные на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуальных и духовных свойств личности учащихся, стремление к взаимопониманию, взаимодействию, самореализации.
Основными целями воспитательной системы школы являются:
- Укрепление и создание традиций школы, которые способны объединить всех членов школьного коллектива.
- Создание единого коллектива детей и взрослых, где для педагогов ребёнок – объект заботы и инструмент организации воспитательным процессом, для учеников - объединение на основе общих интересов и потребностей.
- Гуманизация воспитательного процесса, выражающегося в создании условий для всемерного развития личности для пробуждения её к самоанализу, самооценки, саморазвитию, через выявление творческих способностей каждого ученика школы с 1-го по 11 класс, в духе соревнований классных коллективов на основе педагогики успеха учеников во внеучебной и внеклассной работе.
- Совершенствование педагогического мастерства классного руководителя и воспитателя, способных компетентно заниматься осуществлением воспитательной деятельности и решать вопросы взросления школьников.
Основными задачами воспитательной системы школы являются:
1. Способствовать формированию школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребёнка.
- Развивать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности.
- Развивать систему ученического самоуправления для дальнейшего роста самостоятельности и чувства ответственности за свои поступки.
- Посредством разнообразных кружков и секций создать условия для творческого развития личности каждого школьника.
- Расширить связи с родителями учащихся для решения проблем в учебно-воспитательном процессе.
- Принять участие в окружных и городских мероприятиях.
Основные компоненты воспитательной системы:
1) принципами построения являются
· гуманизация и демократизация жизнедеятельности школы,
· развитие учащихся на основе культурных традиций и содержательных форм деятельности,
· индивидуализация и дифференциация воспитания,
· интеграция воспитательно-образовательных усилий школы и семьи;
2) общность педагогического и школьного коллективов, реализующих цели и задачи, где ядром воспитательной системы является взаимоотношения и взаимодействия педагогов, классных руководителей, обучающихся и родителей;
3) основой является коллективное общеклассное дело, которое развивается по следующим принципам:
- обязательное участие в нем всех членов школьного коллектива и родителей
- планирование, подготовка, проведение, анализ совместной деятельности производится на основе методики коллективно-творческого дела.
Управление воспитательным процессом осуществляется в системе:
Директор, заместители директора по УВР I, II-III ступеней, зам. директора по соц.защите, Совет родительской общественности, непосредственно зам. директора по воспитательной работе, который координирует свои подразделения: МО классных руководителей, зав. школьным музеем, ученическое самоуправление, творческий совет (педагоги музыки, ИЗО, технологии, физкультуры, доп. образования), вожатый, школьный психолог, МО учителей-предметников, внешкольные учреждения.
Документальные подтверждения воспитательной работы находятся в общешкольном плане работы на каждый год, ежегодный план общешкольных коллективно-творческих дел, программы работы доп. образования, планы и отчеты каникул, планы МО классных руководителей (два МО – I ступени , II и III ступеней), протоколы заседаний МО, воспитательные планы классных руководителей, планы открытых классных часов и мероприятий в группах полного дня (1 раз в полугодие), подведения итогов школьных соревнований по полугодиям и за год, планов и отчеты выполнения месячников, отчеты классных руководителей по параллели на административных совещаниях, еженедельные отчеты по посещаемости, отчетные выставки и концертные выступления кружков дополнительного образования, грамоты УО и ДО.
Одним из приоритетных направлений воспитывающей деятельности в школе является создание системы патриотического воспитания учащихся. Работа осуществляется в рамках программ городского и окружного уровня: «Комплексной программы патриотического воспитания молодежи САО», государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Работа по патриотическому воспитанию особенно активизировалась в период празднования 69-ой годовщины контрнаступления Советских войск под Москвой, 66-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Ко Дню Победы в школе проведена акция памяти «Сирень Победы» совместно с Советом ветеранов Тимирязевского района и Центром патриотического воспитания САО.
В апреле 2011 года в школе открыт военно-исторический музей «Москва – город-герой» (сертификат № 122 от 24.03.2011), экспозиции которого посвящены празднованию 70-летия контрнаступления советских войск под Москвой.
Музей – это пропаганда историко-культурного наследия, боевых и трудовых достижений российского народа в целях формирования у учащихся патриотизма, нравственно-эстетических норм поведения.
Основные направления патриотической работы строились на принципах музейной педагогики:
1. Встречи с ветеранами:
· уроки мужества,
· классные часы,
· концерты для ветеранов и жителей района (декабрь, май);
2. Участие в совместных акциях района и города:
· помощь и участие в организации митингов в парке Дубки,
· участие в круглых столах совместно с Советом ветеранов (ноябрь, апрель);
3. Сбор материалов для школьного музея (проектно-поисковая работа): «Родственник, которым можно гордиться», «Орден в твоем доме», «История моей фамилии», « Никто не забыт, ничто не забыто»;
4. Торжественные общешкольные линейки, посвящённые Дню памяти жертв Беслана, Битве за Москву, годовщине полета в космос Ю.А.Гагарина, Дню памяти Чернобыльской трагедии, ко Дню Победы.
Реализуя городскую программу патриотического воспитания, школьники участвовали в проведении окружных акций и мероприятий памяти погибших воинов.
Коллектив школы принимал участие в месячниках «Москва непобежденная», «День Защитника Отечества», «День Победы».
Основные направления работы школы постоянно расширяются, модернизируются и выполняются в полном объеме. Они являются стержнем в воспитательной системе всех классных руководителей, воспитателей и классных коллективов:
· Гражданско – патриотическое воспитание,
· Традиции и праздники школы,
· Предметные недели,
· Нравственно – эстетическое, развитие творческих способностей учащихся,
· Музейное дело,
· Календарь знаменательных дат,
· ЗОЖ, спортивно – оздоровительное,
· Трудовые дела, благотворительные акции,
· Ученическое самоуправление (Центр «Лидер»),
· Развитие научно-технического творчества (ЦИРК – центр изобретательности, рационализаторства и конструирования),
· Пресс–центр «Отличная газета».
Развитие ученического самоуправления.
Уже не первый год в школе работают органы ученического самоуправления, которые участвуют в соуправлении жизнедеятельностью коллектива школы, участвуют в благотворительных акциях.
В школе с 1 сентября 2010 года идет создание реально действующего ученического самоуправления. К разработке модели самоуправления привлечена инициативная группа учащихся и педагогов.
Администрацией школы выделен кабинет для работы центра «Лидер», который укомплектован мебелью, музыкальной аппаратурой и компьютерной техникой.
На базе центра «Лидер» функционируют:
· Актив – центр
· Центр вожатых
· Интеллект – центр
· Диспут - центр
· Пресс – центр
· КВН – центр
За отчетный период создана рабочая модель ШУС.
Название: «ТИМ - проект» (Творчество, Интеллект, Молодость; ТИМирязевцы; team (англ.) - команда)
Девиз: «ТИМ - проект»! Присоединяйся! Стремись! Твори! Проявляйся!»
Гимн: песня «Если солнце в небе светит»
Направления деятельности:
· Территория «Вершины знаний»
Интеллектуальные игры, викторины, научно - технические проекты
· Территория «Открытое сердце»
Благотворительные акции, помощь пожилым и ветеранам
· Территория «Экология разума»
Экологические акции, форумы, проекты
· Территория «Горизонты творчества»
Коллективные творческие дела
· Территория «ГармониЯ»
Спорт, здоровый образ жизни
· Территория «Мое Отечество»
Гражданские акции, правовая культура
Центральный орган ШУС - «Актив - центр», который состоит из представителей классных объединений (по 2 чел. от класса). Коллективы классов – «Города» со своими названиями, атрибутикой, структурой деятельности.
«Актив- центр» разделен на 3 лиги:
· старшая лига - (8 - 11) классы;
· средняя лига - (5 - 7) классы;
· младшая лига - (1 - 4) классы.
Лиги «Актив – центра» собираются еженедельно (по графику) для внесения предложений, решения оперативных задач и организационных вопросов.
В течение года шла апробация различных организационных форм работы, методов и приемов мотивации учащихся. В сентябре 2011 года будет собран Большой Совет для утверждения окончательной модели ШУС.
Анализируя участие нашей школы в окружных и городских мероприятиях за последний год, можно увидеть рост участия в конкурсах, и это говорит о повышении мотивации и качества образования, о желании учащихся победить в округе и городе, т.е. основная цель воспитания «успехом» начала давать результаты.
Участие в окружных, городских, всероссийских мероприятиях.
№ | Мероприятие | Кол-во участников | Результат | Ф.И.О. учителя |
1 | Всероссийская игра-конкурс «Русский медвежонок» | 30 | Призеры Участие | Устимова ЕА. |
2 | Олимпиада по решению развивающих задач | 2 | Участие | Шведова О.Ю. |
3 | Городской конкурс чтецов «Пока в России Пушкин длится…» | 1 | В пятерке лучших | Гаврикова И.С. |
4 | Окружной конкурс риторов | 1 | 1 победитель | Гаврикова И.С., Устимова Е.А. |
5 | Городской конкурс «Страна русского языка» | Команда 3-4 классов | 1 место | Устимова Е.А. |
6 | 1-й фестиваль современных видов хореографии | 4 | финалисты | Фролова Т.М. |
7 | Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (окружной этап) | 6 | 5 победителей | Знаменская Ю.А., Гаврикова И.С., Ильюхина Е.Н. Устимова Е.А. |
8 | Всероссийская олимпиада школьников по литературе (окружной этап) | 5 | 4 победителя, 1 призер | Гаврикова И.С., Устимова Е.А. |
9 | Муниципальный тур олимпиады по ИЗО | 2 | 2 победителя | Фролова Т.М. |
10 | Городской этап олимпиады по литературе | 3 | 3 призера | Гаврикова И.С., Устимова Е.А. |
11 | Олимпиада МГУ «Ломоносов» по русскому языку (дист. тур) | 12 | 5 призёров | Гаврикова И.С., Устимова Е.А. |
12 | Олимпиада МПГУ по русскому языку (дистанционный и очный туры) | 5 | 4 призёра дист. тура, 1 призёр очного тура | Гаврикова И.С., Устимова Е.А. |
13 | Районный конкурс «Инновации в санкостроении» | 2 | 2 победителей | Рыков С.В. |
14 | Московский конкурс рисунков им. Н.Рушевой | 5 | участие | Фролова Т.М. |
15 | Городская научно-практическая конференция «Исследуем и проектируем» | 2 | 2 место | Митина Н.И. |
16 | Окружной тур городской научно-практической конференции «Открытие» | 2 | 1 место | Митина Н.И. |
17 | Московский открытый фестиваль интеллекта «Интелфест» | 4 | 4 победителя | Шведова О.Ю. |
18 | Игра–конкурс по информатике «Инфознайка» | 5 | участие | Куликова И.Ю. |
19 | Районный конкурс «Покормите птиц» | команда | участие | Титенко В.Ф. |
20 | Окружной конкурс на противопожарную тематику | команда | участие | Фролова Т.М. |
21 | Международный конкурс рисунков «Вода и мы» | 4 | Участие I | Фролова Т.М. |
22 | Городской конкурс МГУ «Лучшее школьное издание» | команда | Участие | Фролова Т.М. |
23 | Окружной конкурс «Ученик года» | 1 | Участие | Знаменская Ю.А. |
24 | Окружной профессиональный конкурс «Многогранность» | 2 | 2 лауреата | Бук А.Б. Фролова Т.М. |
25 | Спортивные соревнования, футбол | 14 | участие | Тикланов С.И. |
26 | Районные соревнования по волейболу | 8+8 | участие | Соловьева М.И. |
27 | Акция «Письмо ветерану» | 7 | участие | Шведова О.Ю. |
28 | Фестиваль «Эстафета искусств» | 7 | Активное участие | Финк Т.К. Талова Г.Е. |
29 | Окружной фестиваль «Портфолио как способ самореализации личности» 1-4 классы | 4 | 4 лауреата | Польдяева О.В. |
30 | Окружной слет старших вожатых и ученического самоуправления | команда | Активное участие | Финк Т.К. |
31 | Окружной фестиваль «Портфолио как способ самореализации личности» 5-11 классы | 3 | участие | Польдяева О.В. |
32 | Благотворительная акция «От сердца к сердцу» в детском приюте «Ховрино» | Команда | Участие | Финк Т.К. Ермолова С.Е. |
33 | Научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ «Открытие года» на базе ГОУ СОШ 929 | Команда | Участие | Польдяева О.В. |
34 | Районный Фестиваль «Пролог Великой Победы» | 7 | Участие | Финк Т.К. Краснова К.В. |
35 | Окружной Конкурс творческих работ «Салют защитникам Отечества» | 1 | Участие | Фролова Т.М. |
36 | ХI научно-практическая конференция «Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание» | Участие | Польдяева О.В. | |
37 | Окружной Конкурс школьных СМИ «Курс на успех: полезные советы ровесникам» | 5 | 3 место | Фролова Т.М. |
38 | Окружная олимпиада по черчению | 1 | Призер | Растегина Н.В. |
39 | Московская олимпиада по русскому языку, культурологи, межкультурной коммуникации. МИОО | 3 | 3 призера | Устимова Е.А. |
40 | Интернет-олимпиада по литературе «Лиги школ» для 5-7 классов | 5 | 1 призёр | Устимова Е.А. |
41 | Городской конкурс «Что как и почему - разберусь и объясню» | 2 | 2 призеров 2 место | Рыков С.В. |
42 | Международный конкурс детского творчества «Италия в России. Россия в Италии» | 5 | участие | Фролова Т.М. |
Посещение учащимися учреждений культуры.
Кроме внеклассных мероприятий, в течение года для школьников много проводилось экскурсий и походов в театр. Данные формы работы всегда способствуют укреплению детского коллектива, развитию познавательных интересов, формированию активного самопознания.
Экскурсия - та форма учебной деятельности, которая открывает бесконечно большое количество для получения новых сведений. Экскурсионная работа, таким образом, стала неотъемлемой частью учебно-исследовательской деятельности, носит системный, продуманный характер, учитывается самоценность экскурсии и её поддерживающая функция.
За период 2010-2011 учебного года учащиеся посетили следующие учреждения:
Название экскурсии | Класс | Дата проведения | № приказа по школе |
«Москва – Псков – Пушкинские горы – Изборск - Печоры – Москва» | 9А и 6А | С 05.03.2011-08.03.2011 | № 22 |
Палеонтологический музей | 5А и 7Б | 03.03.2011 | № 26 |
«Гроза 1812» | 6А и 9А | 02.03.2011 | № 31 |
Юбилейная выставка Левитана в Третьяковской галерее | 6А и 9А | 10.03.2011 | № 27 |
Обзорная экскурсия в музее «Огни Москвы» | 2В | 03.04.2011 | № 39 |
«Малые архитектурные ансамбли в Кусково» | 9Б и 9В | 06.04.2011 | № 43 |
«День панорамы» Бородинская панорама | 1А | 13.04.2011 | №46 |
«Я – будущий космонавт» Музей космонавтики. | 2А | 16.04.2011 | № 52 |
«Лукоморье» Музей сказок | 1Б и 1В | 23.04.2011 | № 54, № 55 |
«Истоки русской культуры» Музей ГОУ СОШ 216 | 4Б и 3Б | 18.04.2011 | № 56 |
«Мы новаторы» Музей «Экспериментаниум» | 2Б | 16.04.2011 | № 57 |
«Истоки русской культуры» Музей ГОУ СОШ 216 | 2А и 2Б | 22.04.2011 | №59, № 60 |
Обзорная по музею «Экспериментаниум» | 6А | 22.04.2011 | № 62 |
«Творения Фаберже» Музей им. Пушкина | 10 А | 22.04.2011 | № 63 |
Исторический музей | 6А | 28.04.2011 | № 68 |
Обзорная экскурсия в Геолого-минералогическом музее при Тимирязевской академии. | 6Б | 30.04.2011 | № 70 |
Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе | 9А | 04.05.2011 | № 71 |
«Мы новаторы» Музей «Экспериментаниум» | 4Б | 05.05.2011 | № 72 |
Все мероприятия, проводимые в учреждениях, работали на расширение кругозора и сплочение детского коллектива.
Совершенствование работы классных руководителей.
Классные руководители – самая значимая категория организаторов воспитательного процесса в ОУ. В настоящее время заметно меняется содержание, формы и методы их работы.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений», Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», Письмом Минобразования России от 21.06.2001 № 480/30-16 «О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях», определены цели, задачи и функции классных руководителей.
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего ОУ, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом и ситуации в классе.
Теоретические и практические вопросы воспитания рассматривались на педагогическом совете «Создание системы ВР в классных коллективах – новый этап совершенствования воспитательной системы школы», семинарах классных руководителей. В 2010-2011 учебном году были проведено несколько заседаний методического объединения классных руководителей, на которых были рассмотрены следующие вопросы:
· «Методика воспитательной работы в классе. Выбор форм и методов воспитательной работы. Педагогическая диагностика»;ъ
· «Целеполагание в воспитательном процессе школы»;
· «Место КТД в системе воспитательной работы школы»;
· «Патриотическое направление воспитывающей деятельности классных руководителей»;
· «Анализ воспитательного процесса как условие его оптимизации. Анализ воспитывающей деятельности за год».
В течение всего учебного года для классных руководителей проводились индивидуальные консультации.
Обращаясь к анализу воспитательной деятельности классного коллектива, можно сказать, что всеми классными руководителями в этом году были составлены планы воспитательной работы, где отражены следующие разделы:
· нравственное воспитание;
· эстетическое воспитание;
· патриотическое воспитание;
· профориентационное воспитание;
· работа с родителями.
Классные руководители ставили перед собой и решали следующие воспитательные задачи:
· работа над сплочением детского коллектива;
· воспитание уважения к себе и окружающим;
· знание культуры поведения, культуры общения;
· профилактика, формирование здорового образа жизни;
· организация ученического самоуправления;
· тесная связь с семьей, вовлечение родителей в общественную жизнь класса и школы.
С целью повышения педагогической культуры, укрепления взаимодействия школы и семьи, усиления её воспитательного потенциала используются массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы.
Для отслеживания эффективности воспитывающей деятельности совместно с психологической службой школы был проведён мониторинг, результаты которого были представлены на педсовете и родительском собрании.
Мониторинг: (обработано 212 анкет)
Степень удовлетворения образовательных запросов родителей обучающихся
Вопросы | Совершенно согласен | Согласен | Трудно сказать | Не согласен | Совершенно не согласен |
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно | 68 | 102 | 11 | 19 | 11 |
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку | 97 | 96 | 17 | 1 | - |
Мы чувствуем чувство взаимопонимания в контакте с администрацией и учителями | 97 | 100 | 13 | 2 | - |
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе | 32 | 82 | 46 | 4 | - |
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и дом. заданиями | 18 | 150 | 10 | 24 | 1 |
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка | 20 | 19 | 128 | 41 | 4 |
В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны ребенку | 93 | 45 | 74 | - | - |
В школе работают кружки, где может заниматься ребенок | 20 | 142 | 48 | - | 2 |
Педагоги дают глубокие и прочные знания | 82 | 113 | 17 | - | - |
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье ребенка | 11 | 138 | 47 | 4 | 12 |
Школа способствует формированию достойного поведения нашего ребенка | - | 38 | 101 | 17 | 56 |
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни | 3 | 58 | 124 | 12 | 15 |
Выводы и рекомендации:
· Активизировать индивидуальную работу с родителями и учащимися.
· Рассмотреть вопрос о создании эмоционально комфортных условий в школе на МО классных руководителей.
За 2010-2011 учебный год проведено 3 школьных родительских собрания. Все собрания в обязательном порядке имели общую теоретическую часть по направлениям педагогического всеобуча родителей, на которой выступали инспектор ИДН, врач-нарколог, психолог центра «Доверие».
Создан действующий Управляющий совет родительской общественности.
Задачи на следующий учебный год:
- С целью совершенствования воспитательной деятельности классных руководителей организовать и провести ряд семинаров по ознакомлению с новыми программами и методиками воспитательной работы.
- Повысить персональную ответственность классного руководителя за качественный уровень воспитательной работы с учащимися класса.
- Установить более тесную связь с семьей, вовлекать родителей в общественную жизнь класса и школы.
- Шире использовать ИКТ во внеклассной и воспитательной работе.
Отчёт о работе системы дополнительного образования
В 2010-2011 году на дополнительное образование было выделено 40 учебных часов. В школе функционировали следующие детские объединения:
1. Студия «Поющая планета»,
2. Студия «Спортивных бальных танцев»,
3. Секция «Футбол»,
4. Кружок «Юный конструктор»,
5. Кружок «Юный журналист».
В течение учебного года в работе студии «Поющая планета» (руководитель Талова Г.Е.) приняло участие 31 человек. За это время было подготовлено 8 музыкальных номеров. Ребята принимали активное участие во всех общешкольных мероприятиях, 2 номера были отмечены на районном уровне. На протяжении всего учебного года у ребят присутствовало стремление творчески расти, совершенствоваться, добиваться поставленных задач.
Ребята, занимающиеся в кружке «Юный конструктор» под руководством Рыкова С.В., приняли участие и заняли призовые места в окружных и городских конкурсах и конференциях.
Также дети из кружка «Юный конструктор», имеющего чертёжную направленность, под руководством Растегиной Н.В. разработали совместный проект со словесниками к 120-летию М.А. Булгакова – макет булгаковского дома на Андреевском спуске в Киеве.
Учащиеся, занимающиеся футболом, легкой атлетикой и др., активно занимались на секциях, но не приняли участие в различных соревнованиях.
Контроль образовательного процесса.
Задачи контроля:
1.Получение объективной информации о состоянии преподавания учебных курсов блока дополнительного образования детей.
2.Совершенствование организации образовательного процесса.
3.Анализ достижений для прогнозирования перспектив.
4.Корректировка тематического планирования образовательных программ.
В основном, поставленные задачи были выполнены.
Регулярно проверялись журналы, проводились открытые занятия.
Проведено анкетирование детей на соответствие запросов и имеющихся на сегодняшний день объединений.
В течение года проводилась работа с родителями по вопросам наполняемости, посещаемости объединений дополнительного образования.
За период 2010 -2011 учебного года увеличилось количество занятых в кружках и секциях с 64% до 76 % учащихся.
Для дальнейшего развития дополнительного образования в ГОУ СОШ № 929 необходимо:
· расширение направлений и спектра услуг дополнительного образования школы;
· создание библиотечного отдела для накопления репертуарного материала;
· приобретение и создание костюмов;
· создание музыкального фонда, фильмофонда;
· организовать систему привлечения детей, не обучающихся в школе, для повышения её статуса.
За истекший период 2010-2011 учебного года в основном поставленные задачи были выполнены.