Отчёт об экспериментальной деятельности

В текущем учебном году в школе открыты и работают две городские экспериментальные площадки: площадка первого уровня на тему: «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы» и площадка второго уровня на тему: «Экспериментальная инновационная сетевая площадка по формированию филологического и этнокультурного миростоличного образования «Пушкинское слово».
Работа ГЭП – I
«Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы»
Для реализации целей и задач эксперимента, а также для достижения предполагаемого результата работа велась в направлении повышения профессиональной компетентности учителей и представителей администрации школы, расширения возможностей ИКТ-среды школы, содержания с целью выявления ключевых для данного предмета объектов и способов действий с ними. Работа проводилась по следующим направлениям.

            1. Повышение квалификации и компетентности административно-преподавательского состава в области современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. 
 В рамках данного направления проводились неоднократные семинары с Троицкой Т.С., профессором, к.п.н., научным консультантом экспериментальной площадки. Семинары носили неформальный характер. Тематика их предлагалась учителями школы. Темы проведенных семинаров: «Возможности учебников русского языка при выполнении ФГОС», «Анализ литературного текста», «Особенности поэтического текста», «Образный аспект в стихах», «Звукоподражание в стихах», «Реализация деятельностного подхода в учебниках литературы», «Решение проектных задач на уроках». Кроме учителей начальной школы, семинары посещали учителя-экспериментаторы.   
В прошлом учебном году подобная работа не проводилась.

2. Расширение возможностей ИКТ-насыщенной образовательной среды начальной школы, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей, заданных образовательным стандартом начального образования.
В рамках работы по данному направлению, учителями-экспериментаторами школы созданы и поддерживаются личные сайты, на которые выкладываются материалы для учеников и их родителей.
  • Литюшкина Н.Е. создала свой сайт, где выложены материалы для учеников. Сайт постоянно пополняется.
  • Существующий с прошлого учебного года сайт Куликовой И.Ю. постоянно пополняется новыми материалами.
  •  Ершова Н.В. создала свой сайт, который постоянно пополняется материалами для учеников и родителей, а так же результатами проектной деятельности учащихся.
Куликовой И.Ю. ведется активная работа с различными сайтами: тематическое планирование своих уроков, презентации к урокам она вывешивает на сайтах «Завуч.инфо» и «Педсовет.ру». На сайте «Семинфо» располагается личная страничка учителя, на которой вывешиваются детские работы, задания, проводятся опросы. Ирина Юрьевна поддерживает личный сайт, где размещаются полезные материалы для учеников и их родителей, даются рекомендации, делаются объявления и ведется форум.
В прошлом учебном году был создан и функционировал только сайт Куликовой И.Ю.
           
  3. Знакомство учителей школы с требованиями ФГОС к уровню подготовки выпускника начальной школы. 
В связи с переходом всей начальной школы на работу с ФГОС, учителя-экспериментаторы, работающие по данной проблеме второй год, неоднократно делились со своими коллегами опытом работы. В сентябре и декабре проводились заседания методического объединения учителей начальной школы на темы: «Изучение нормативно-правовой базы, содержания ФГОС» и «Формирование УУД в условиях работы по стандартам второго поколения». В ноябре был проведен педагогический совет школы на тему «Стандарты второго поколения. Условия реализации», на котором выступали учителя-экспериментаторы Куликова И.Ю. и Ершова Н.В. с обобщением опыта работы, полученным ими в прошлом учебном году.
 4. Анализ содержания с целью выявления ключевых для данного класса и предмета компетентностей. 
            Учителем 4А класса Литюшкиной Н.Е. были разработаны рабочие программы для 1 класса, учитывающие требования ФГОС. Программы разработаны по русскому языку, литературному чтению и обучению грамоте.
 5. Психологическое сопровождение экспериментальной деятельности.
Липатовой О.В. проводились диагностические исследования психологических особенностей учащихся классов, участвующих в эксперименте второй год. Исследовались внимание, память и функциональная ассиметрия головного мозга. Для развития полушарий головного мозга учащихся был подобран комплекс упражнений. По результатам проведенных диагностик, а также для помощи в организации физкультминуток с развивающими упражнениями, проводились консультации с классным руководителем 1 класса Куликовой И.Ю. Во втором полугодии планируется подобная работа во 2В классе, классный руководитель – Ершова Н.В.
 6. Трансляция учителями опыта работы.
Учителя школы неоднократно транслировали опыт своей экспериментальной работы на мероприятиях различного уровня. Кроме того, учителя стали размещать результаты работы на различных сайтах.
            Трансляция опыта работы на различных информационных ресурсах:
  • План конспект урока по чтению на тему: «Никита – охотник» опубликован на сайте «4 ступени», автор – Литюшкина Н.Е.
  • План проведения внеклассного мероприятия «Устный журнал «Природа наш дом родной» опубликован на сайте «4 ступени», автор – Литюшкина Н.Е.;
  • Тематические планирования по всем предметам на сайтах Завуч.инфо. и Педсовет.ру – Куликова И.Ю.
  • Презентации для уроков на сайтах Завуч.инфо. и Педсовет.ру – Куликова И.Ю.
Выступления на мероприятиях различного уровня
Мероприятие
Уровень
Учитель
Тема выступления
Августовский педсовет для завучей
окружной
Ершова Н.В.
«Постановка и решение проектных задач»
Заседание методического объединения
школьный
Литюшкина Н.Е.
«Активизация мыслительной деятельности школьников»
«Единство семьи и школы в формировании воспитательного пространства»
Педагогический совет школы
школьный
Куликова И.Ю.
Ершова Н.В.
«Внедрение новых технологий в образовании»
Методический совет
районный
Куликова И.Ю.
«Стандарты второго поколения. Формирование УУД»
Круглый стол в ГОУ ДС №1253
районный
Литюшкина Н.Е.

«Требования к начальной школе в свете новых образовательных стандартов»
Свищева Л.И.
«Думать о школе спокойно»
Семинар «использование мультимедийных средств в процессе обучения»
окружной
Ершова Н.В.
Защита презентации «Парные согласные»
Научно-практическая конференция «Научные школы как фактор подготовки педагогических кадров»
городской
Ершова Н.В.
«Материалы косвенного характера в учебниках русского языка»
Создание учебной ситуации на уроках в начальной школе
городской
Куликова И.Ю.
Открытый урок
Реализация ФГОС на уроках в начальной школе
городской
Куликова И.Ю.
Открытый урок
Участие в работе научно-практических и методических семинаров, конференций, круглых столов и т.д.
Название мероприятия
Уровень
Участник
Круглый стол «Актуальные вопросы преемственности образовательного процесса как ресурс повышения качества образования в условиях перехода начальной школы на новые образовательные стандарты»
окружной
Свищёва Л.И.
Статьи
  • «Развивающие упражнения по русскому языку» - Анисимова Н.П. (готово к печати)
  • «Особенности формирования эстетической культуры учащихся начальной школы» - Свищёва Л.И. (готово к печати),
  • «Материалы косвенного характера в учебниках русского языка» - Ершова Н.В. (готовится к публикации),
  • «Отзывы о работе по новым стандартам образования» - Куликова И.Ю.
Открытые уроки и мероприятия 
Название
Учитель
Урок обобщающего повторения с элементами развивающего обучения по теме «Имя существительное»
Свищёва Л.И.
Урок математики по теме «Точка. Пересечения»
Куликова И.Ю.
Урок математики по теме «Трехзначные числа»
Ершова Н.В.
Урок русского языка по теме «Парные согласные»
Ершова Н.В.
Урок математики «Знакомство с круглыми числами»
Куликова И.Ю.
Урок литературного чтения «Работа над стихотворением В. Орлова «Ворона»
Куликова И.Ю.
7. Работа с учащимися.
   Участие в мероприятиях различного уровня. 
  За истекший период учителя-экспериментаторы неоднократно подготавливали учащихся к участию в конкурсах разного уровня. К школьным конкурсам, в которых принимали участие все учителя-экспериментаторы данной площадки, относятся школьный конкурс чтецов басен Крылова, школьные туры математической олимпиады и олимпиады по русскому языку.
Мероприятие
класс
Кол-во
уч-ся
Учитель
Результат
Городской интеллектуальный экологический турнир
3
Литюшкина Н.Е.
участие
Городской конкурс
«Страна русского языка» (финал)
3- 4 кл
команда
МО
участие
Международный игра-конкурс «Русский медвежонок»
8
Литюшкина Н.Е.
Результаты на уровне окружных
14
Черникова О.Ю.
8
Анисимова Н.П.
20
Ершова Н.В.
5
Свищёва Л.И.
Мастер-класс «Народная кукла»
10
Свищёва Л.И.
участие
Международный математический конкурс «Кенгуру»
3
Литюшкина Н.Е.
участие
Городская олимпиада по русскому языку «Пушкинское слово» 1 тур
1
 Анисимова Н.П.
1место
3
Черникова О.Ю.
1 место
Фестиваль «Портфолио»
2
Ершова Н.В.
1 лауреат
2
Литюшкина Н.Е.
1 лауреат
Работа с портфолио учащихся.
Анисимова Н.П. и Ершова Н.В. осуществляют работу с портфолио учащихся. Учителями выбраны разные направления данной работы: Анисимова Н.П. работает с портфолио класса, Ершова Н.В. работает с личными портфолио учащихся.
В этом учебном году впервые проводился школьный тур окружного Фестиваля «Портфолио как способ самореализации личности», в котором приняли участие 10 учеников начальной школы и 8 учеников среднего и старшего звена.

Работа ГЭП – II
«Экспериментальная инновационная сетевая площадка по формированию филологического и этнокультурного миростоличного образования
«Пушкинское слово»
В рамках работы данной экспериментальной площадки в соответствии с поставленными задачами работа велась по следующим направлениям:
           
            1. Работа с учащимися.
Участие в мероприятиях.
С целью развития фундаментальных способностей и компетентностей учащихся, формируемых на базе филологического образования, лежащих в основе фундаментального общего и профессионального образования, формирования у учащихся умения осмысливать, анализировать, делать выводы, учащиеся школы вовлекались в разнообразные виды деятельности. Результатами этой работы стало участие обучающихся школы в различных мероприятиях.

Мероприятие
Класс
Кол-во
уч-ся
Учитель
Результат
Окружная выставка творческих работ учащихся «Москва в прошлом и настоящем»
6,7
2
Бук А.Б.
участие
Окружной конкурс риторов «Учитель, перед именем твоим…»
8
1
Знаменская Ю.А.
1 место
Городской конкурс чтецов «Пока в России Пушкин длится…»
1
Гаврикова И.С.
5 место
Финал городской олимпиады по русскому языку «Страна русского языка»
3
Сахарова Е.А.
Грамоты за 5 место
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (окружной тур)
1
Знаменская Ю.А.
победитель
10а
1
Гаврикова И.С.
победитель
3
Устимова Е.А.
3 победителя
11а
1
Ильюхина Е.Н.
победитель
Всероссийская олимпиада школьников по литературе (окружной тур)
7
1
Гаврикова И.С.
победитель
3
Устимова Е.А.
3 победителя
Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку (окружной тур)
7 – 11
12
Захарян К.Ю.
участие
Всероссийская олимпиада школьников по образовательной области технология (окружной тур)
1
Бук А.Б.
участие
Финал городской олимпиады
по русскому языку
«Страна русского языка»
3
Сахарова Е.А.
Грамоты за 5 место
Окружной конкурс
«Британский бульдог»
3 – 11
30
Захарян К.Ю.
Показатели выше средних по округу
Всероссийская игра-конкурс «Русский медвежонок»
14
Сахарова Е.А.
На уровне средних показателей округа
20
Гаврикова И.С.
13
10а
4
17
Устимова Е.А.
16
4
Ильюхина Е.Н.
6
3
11а
5
Московская интеллектуальная олимпиада школьников и студентов
7 – 11
38
Шведова О.Ю.
участие
Окружная олимпиада по решению творческих задач
6-8
10
Шведова О.Ю.
Выход
во II тур
Городской интеллектуальный экологический турнир
7
3
Шведова О.Ю.
Участие
Окружной конкурс
современного танца
8 – 11
7
Самсонов О.А.
Участие
 Окружной конкурс
школьных СМИ
редколлегия
7
Фролова Т.М.
3-е место
III всероссийский конкурс «Лучшее школьное издание  - 2011»
ф-т журналистики МГУ
редколлегия
7
Фролова Т.М.
участие
Дистанционная Олимпиада МГУ «Ломоносов» по русскому языку
5, 6, 8, 9, 10
14
Гаврикова И.С.
Устимова Е.А.
Знаменская Ю.А.
4 призера
Олимпиада МПГУ им Ленина по русскому языку
(дистанционный тур)
9 -10
5
Гаврикова И.С.
Устимова Е.А.

5 призеров
Олимпиада МПГУ им Ленина по русскому языку (очный тур)
9- 10
6
Гаврикова И.С.
Устимова Е.А.
3 место
Олимпиада РГГУ
по русскому языку

9 - 10
2
Гаврикова И.С.
Устимова Е.А.
участие
Спортивная орнитология «Бёрдинг»
7, 9
4
Титенко В.Ф.
участие
«Зелёная олимпиада»
4
Титенко В.Ф.
участие
«Лучший предпринимательский проект учащийся и студенческой молодежи города Москвы».
2
Титенко В.Ф.
участие
Окружная научно-практическая конференция
«От замысла к изобретению»
7, 9б
4
Титенко В.Ф.
Шведова О.Ю.
1 место
Городская игра «Город ИКС»
9
7
Шведова О.Ю.
участие
Риторизация учебно-воспитательного процесса.
С целью развития коммуникативной компетенции учащихся, умения обмениваться знаниями, подбирать аргументы и контраргументы, овладевать культурой спора, были организованы заседания «Дискуссионного клуба».
Рабочие заседания «Дискуссионного клуба» проводились регулярно по вторникам с 15 до 18 часов. Цель рабочих заседаний: повышение коммуникативной компетентности учащихся, расширение их ораторских возможностей, формирование активной жизненной позиции. На рабочих заседаниях присутствовали ученики 9 – 11 классов от 15 до 20 человек.
Кроме того, на рабочих заседаниях осуществлялась подготовка к открытым заседаниям «Дискуссионного клуба». В течение года было подготовлено и поведено 5 открытых заседаний.
Риторизация учебно-воспитательного процесса.
С целью развития коммуникативной компетенции учащихся, умения обмениваться знаниями, подбирать аргументы и контраргументы, овладевать культурой спора, были организованы заседания «Дискуссионного клуба».
Рабочие заседания «Дискуссионного клуба» проводились регулярно по вторникам с 15 до 18 часов. Цель рабочих заседаний: повышение коммуникативной компетентности учащихся, расширение их ораторских возможностей, формирование активной жизненной позиции. На рабочих заседаниях присутствовали ученики 9 – 11 классов от 15 до 20 человек.
Кроме того, на рабочих заседаниях осуществлялась подготовка к открытым заседаниям «Дискуссионного клуба». В течение года было подготовлено и поведено 5 открытых заседаний.
В течение года активность учеников, пришедших на открытое заседание клуба, повышалась. Если на первых заседаниях ученики редко высказывали свое мнение, стеснялись, выкрикивали с места, то на последних заседаниях значительно повысилось количество выступающих из аудитории. Улучшилось качество их выступлений.
Необходимо констатировать прогресс учеников, систематически посещавших заседания «Дискуссионного клуба». Их выступления стали лучше структурированы. Если в начале года ребята предпочитали читать то, что подготовили, в конце года они старались произносить речь, только изредка обращаясь к бумажному варианту.
Кроме заседаний Клуба, его члены приняли участие в городской детско-взрослой конференции-дискуссии «Вызовы времени и идентичность: кто мы?» на базе ГОУ СОШ №1270.
В мае группа учителей школы (Устимова Е.А., Гаврикова И.С., Самсонов О.А., Знаменская Ю.А., Емельянов А.В., Польдяева О.В.) приняли участие в окружном семинаре структурного подразделения по сопровождению педагогов, работающих с одаренными детьми ОМЦ, в рамках которого презентовали командную интеллектуальную игру «Дебаты» на тему «Свободный Интернет вреден».  Работа была проведена с целью организации и проведения в следующем учебном году в округе турнира «Дебаты».
В рамках подготовки показательной игры и освоения учителем новой педагогической технологии «Дебаты», Знаменской Ю.А. был проведен классный час «Свободный Интернет вреден».

С целью сформировать умения мыслить нравственными категориями (добро, зло, истина, правда, долг, честь, совесть, чувство собственного достоинства), способствовать развитию умения как самостоятельной, так и коллективной исследовательской и творческой работы, способствовать развитию коммуникативной компетентности учащихся, ученики школы вовлекаются в коллективные творческие дела, работу школьного самоуправления, работу школьного пресс-центра, команду КВН. За полугодие активом школьников были проведены следующие мероприятия:
·           Программа «Мы – победители», посвященная Дню знаний, в подготовке и проведении которого принимали участие 12 учеников 6 – 11 классов;
·           Программа «Бабушки и внуки», посвященная Дню пожилого человека, в подготовке и проведении которого принимали участие 10 учеников 2 классов;
·           Программа «Созвездие светлых чувств» ко Дню учителя, в подготовке и проведении которого принимали участие 16 учеников 2 – 11 классов;
·           Выпуск «Отличной газеты» №1, посвященной Дню учителя;
·           Церемония «Первоклассный ученик» (посвящение в первоклассники), в подготовке и проведении которого принимали участие 12 учеников 1 – 3 классов;
·           Программа «С любовью нашим мамам» ко Дню Матери, в подготовке и проведении которого принимали участие 13 учеников 2 – 10 классов;
·           Программа «Здравствуй, Новый год!», в подготовке и проведении которого принимали участие 15 учеников 6 – 11 классов;
·           Выпуск «Отличной газеты» №2, посвященной празднованию Нового года.

Педагогом-организатором экспериментальной деятельности, Финк Т.К. проводились консультации по вопросам организации школьной системы самоуправления:
·           Для классных руководителей: «Идея системы ШУС с обоснованием программы»;
·           Для классных руководителей: «Разработка модели ШУС»;
·           Индивидуальные консультации о создании классного самоуправления
·           Индивидуальные консультации с вожатыми о проведении школьных мероприятий.

Педагогом-организатором экспериментальной деятельности, Фроловой Т.М. проводились консультации по вопросам организации работы школьного пресс-центра:
  • Групповая консультация с участниками пресс-центра «Что такое вёрстка?» 
  • Групповая консультация «Жанры статей»;
  • Групповая консультация «Дизайн номера»; 
  • Групповые консультации о выборе темы предстоящего номера; 
  • Индивидуальные консультации для участников пресс-центра о стилях изложения материала, о компьютерной обработке рисунков, о направлениях сбора материала.
 Педагогом-организатором Самсоновым О.А. организовывались рабочие встречи и репетиции школьной команд КВН. Было подготовлено два выступления команды КВН: на празднике, посвященном Дню учителя и на церемонии награждения «Триумф». С целью повышения творческой активности обучающихся, ученики школы в качестве зрителей принимали участие в финальных играх КВН РУДН и Фестивале КВН вузов и школ.
Педагогом-организатором Красновой К.В. был создан и открыт школьный военно-патриотический музей «Москва – город-герой». Экспозиция музея посвящена обороне города, людям, принимавшим участие в обороне Москвы, пионерам-героям, быту как мирного, так и военного времени. Экспозиция музея постоянно пополняется как подлинными экспонатами, так и экспонатами, выполненными руками учеников. Была проведена подготовка экскурсоводов. В рамках празднования Дня Победы, юные экскурсоводы школы провели экскурсию для ветеранов.
Самым значимым результатом работы за год в этом направлении, стало формирование системы школьного самоуправления: создание органа ученического самоуправления «ТИМ-команда» и разработка плана действий по становлению ученического самоуправления «ТИМ-проект», открытие и пополнение экспозиции школьного музея, формирование системы работы дискуссионного клуба.
 2. Обновление филологического образования.
Обновление содержание филологического образования в рамках новой языковой политики и политики гуманитарного образования проводилось в рамках изучения предметов гуманитарного цикла. Результаты работы в данном направлении демонстрировались учителями школы на открытых уроках
Дата
Название
Учитель
5.10.10.
Открытый урок.
Тема: «Урок обобщающего повторения во 2 классе».
Захарян К.Ю.
19.11.10.
Открытый урок в 7 классе.
Тема: «Знаменитые люди».
Захарян К.Ю.
24.12.10.
Внеклассное мероприятие.
«Рождество и Новый год в Англии и России».
Захарян К.Ю.
25.01.11.
 КВН 7-х классов «Причастие»
в рамках недели русского языка и литературы.
 Гаврикова И.С.
Устимова Е.А.
26.01.11.
Интерактивная игра «Лукоморье»
по сказкам А.С. Пушкина для 5-6 кл.
в рамках недели русского языка и литературы.
Гаврикова И.С.
Устимова Е.А.
Знаменская Ю.А.
27.01.11.
Конкурс чтецов «Литературный венок России» для 5 – 11 кл.
Гаврикова И.С.
Устимова Е.А.
Знаменская Ю.А.
Ильюхина Е.Н.

3. Апробация учебников.
            Учителями экспериментаторами начальной школы Сахаровой Е.А. и Фроловой Н.А. ведется работа по апробации учебно-методического комплекта «Начальное филологическое образование» Л.В. Бурмистровой.
            В среднем и старшем звене школы учителями-экспериментаторами Устимовой Е.А., Гавриковой И.С., Знаменской Ю.А., Ильюхиной Е.Н. ведется апробация учебника Л.В. Ассуировой «Риторизация».
Результатами данной работы будут тематические планирования, составленные с учетом интеграции содержания апробируемых учебников в уроки русского языка и литературы, представление которых планируется в конце учебного года.

            4. Повышение научно-методического уровня учителей.
За полугодие учителя многократно принимали участие в работе научно-практических и методических семинаров, конференций, круглых столов и т.д.
Название мероприятия
Уровень
Участник
Семинар «Мыследеятельностная педагогика «Школе будущего»
окружной
Знаменская Ю.А.
Семинар ГОУ ВПО МПГУ «Страна русского языка»
городской
Сахарова Е.А.
Семинар «Планы и задачи по сопровождению одаренных детей»
окружной
Шведова О.Ю.
Обучающий семинар
«Одаренный ребенок. Какой он?»
окружной
Шведова О.Ю.
Семинар «Новый курс английского языка для начальной школы». (Изд-во Лонгман)
окружной
Захарян К.Ю.
Конференция
«Система работы с одаренными детьми»
окружной
Шведова О.Ю.
Семинар «Обучение техники чтения на уроках английского языка в начальной школе с использованием мультимедийных продуктов и Интернет-технологий»
окружной
Захарян К.Ю.
Мастер-класс «Компетентностный подход в обучении»
городской
Шведова О.Ю.
Семинар «Становление субъективной позиции детских групп и учащихся в ходе реализации школьной системы самоуправления»
окружной
Финк Т.К.
Семинары кафедры русского языка МИОО по подготовке проверяющих ГИА и ЕГЭ-2011.
городской
Ильюхина Е.Н.
«Литературный венок России. Жизнь и творчество Твардовского», отчет Северного округа.
городской
Гаврикова И.С., Устимова Е.А., Знаменская Ю.А.
Международная конференция «Информационные технологии в образовании»
Международный
Бук А.Н.
Черникова О.Ю.
Устимова Е.А.
5. Трансляция опыта работы учителей.
            Выступления на мероприятиях различного уровня.
Мероприятие
Уровень
Учитель
Тема выступления
Научно-практическая конференция «Научные школы как фактор подготовки педагогических кадров»
городской
Сахарова Е.А.
«Определение как риторическая категория и модель порождения высказывания»
Семинар «Экспериментальная работа по учебникам Бурмистровой Л.В.»
городской
Сахарова Е.А.
Мастер-класс
«Урок. Приставки пре- и при-»
Круглый стол по обмену опытом в рамках курсов повышения квалификации
-
Знаменская Ю.А.
«Интернет на уроках словесности»
Мастер-класс в издательстве «Девчонки и мальчишки»
городской
Бук А.Б.
«Школа ремесел»
Семинар «Подготовка и проведение итоговой аттестации 9, 11 кл.»
окружной
Устимова Е.А.
Знаменская Ю.А.
Гаврикова И.С.
Ильюхина Е.Н.
Подготовка и проведение итоговой аттестации 9 классов.
Подготовка и проведение итоговой аттестации 11 классов.
Интернет – помощник в подготовке к экзаменам.
9-я Международная конференция «Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития»
международный
Польдяева О.В.
«Технологии открытого образования в совершенствовании ключевых компетентностей учителя»
Публикации.
·           Статья «Определение как риторическая категория и модель порождения высказывания» Сахаровой Е.А. в сборнике материалов научно-практической конференции «Научные школы как фактор подготовки педагогических кадров» ГОУ ВПО МГПУ, Москва, 2010.
·           Тезисы выступления «Технологии открытого образования в совершенствовании ключевых компетентностей учителя» в сборнике 9-й международной конференции «Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития» Санкт-Петербург, май 2011.
           
            Готовятся к публикации.
·           Статья «Методические рекомендации построения высказывания по модели определения» - Сахарова Е.А.
·           Статья о работе с одаренными детьми в методически сборник округа «Одаренному ребенку – одаренный педагог» - Шведова О.Ю.
·           Альманах творческих работ учащихся 5 – 8 классов «5 лучших слов русского языка» - учителя-словесники.
·           Диск «Методические рекомендации по подготовке учащихся к итоговой аттестации 9 кл.» - МО учителей русского языка
·           Статья «Система подготовки к интерактивным конкурсам и олимпиадам по биологии и экологии» - Титенко В.Ф.

           6. Проведение мероприятий.
Учителя-экспериментаторы школы неоднократно привлекались для проведения мероприятий:
·           Жюри конкурса  риторов «Слово об учителе» (Знаменская Ю.А.);
·           Жюри конкурса чтецов «Пока в России Пушкин длится» (Устимова Е.А.);
·           Проверка работ олимпиады по русскому языку (Гаврикова И.С., Знаменская Ю.А., Устимова Е.А., Ильюхина Е.Н.);
·           Проведение и проверка работ окружного тура всероссийской олимпиады школьников по литературе (Гаврикова И.С., Знаменская Ю.А., Устимова Е.А., Ильюхина Е.Н.);
·           Создание сценария окружного поэтическо-музыкального праздника «Литературный венок России» (Устимова Е.А., Гаврикова И.С., Знаменская Ю.А.);
·           «Письмо ветерану» - акция в рамках празднования Победы (5 – 8 классы) (Устимова Е.А., Гаврикова И.С., Знаменская Ю.А., Ильюхина Е.Н.);
·           Подготовка и проведение выездного мероприятия «Поздравление ветеранов. Литертурно-музыкальная композиция». (Гаврикова И.С.);
·           Окружная акция социальной направленности «Письмо современному водителю» - 5 – 7 кл. (Устимова Е.А., Гаврикова И.С., Ильюхина Е.Н.);
·           Подготовка выступлений учащихся к Дню космонавтики – Знаменская Ю.А.;
·           Подготовка учащихся-экскурсоводов для проведения Дней открытых дверей и экскурсий по школьному музею (6а и 9а) – Устимова Е.А;
·           Акция «Боевая слава России» (цикл экскурсий) по памятным местам Подмосковья, посвященная празднованию Дня Победы (5–9 кл.) – Зварич, Карцева, Устимова, Гаврикова;
·           Окружная научно-практическая конференция «От замысла к изобретению» - Титенко В.Ф. - член жюри;
·           Школьный Научно-практический семинар для учеников «Экология человека» - Шведова О.Ю., Титенко В.Ф.;
·           Окружной Фестиваль «Портфолио как способ самореализации личности» - Польдяева О.В., Шведова О.Ю.

           Значимыми результатами экспериментальной работы за год являются:
·           Программа «Я познаю мир» (факультативный пропедевтический курс химии) для 1 класса – Шведова О.Ю.;
·           формирование системы школьного самоуправления – Финк Т.К.;
·           работа школьного пресс-центра – Фролова Т.М.;
·           систематическая работа дискуссионного клуба – Емельянов А.В.;
·           Диск «Методические рекомендации по подготовке учащихся к итоговой аттестации 9 кл.»;
·           Победы учащихся в различных олимпиадных и конкурсных мероприятиях.